Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 декабря 2020 г.
  4. № 49 (6764) (09.12.2020)
Невский проспект Спецпроекты ЛГ

Город, которым дышит душа

Тополь в глухом дворе важен не меньше, чем низвергнутый волхв на вратах Петропавловки

09 декабря 2020

Главный герой книги Сергея Носова – Северная столица с её белыми ночами, корабликом на шпиле Адмиралтейства, реками и каналами, с её мифами, тайнами и легендами.

Есть мнение, что избыточность в творчестве есть признак «разбрасывания» себя. Писатель уходит от главной темы, разменивает талант на мелочи. Или это поиск своего направления, того единственного, настоящего, истинного, что скрывается внутри человека, ступившего на творческую стезю. Или это переходный процесс от сложности к пастернаковской простоте. Помните:

Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.

На самом деле не так всё это. Вернее, не всегда так. В основном творческая избыточность говорит о счастливой щедрости сочинителя, желающего одарить читателя всем тем, что есть у него внутри. Не подавить, как считают некоторые, бедного читателя/слушателя неуправляемым камнепадом образов, а именно одарить. Я могу привести вам сотни примеров из литературы всех времён и народов – от древнеегипетских ритуальных текстов до прозы современных писателей.

А Библия с её бесконечным перечислением родословий от Адама до Иисуса Христа? А Гомер? Какая в нём гомерическая избыточность! А Рабле, который подряд на многих страницах даёт перечень игр, в которые играл малютка Гаргантюа, – от жмурок и догонялок до «под зад коленкой» и «растирай горчицу»? Избыточность – верный признак таланта. В книге, как в хорошем человеке, должно быть много всего – кроме, конечно, скуки.

Листая «Книгу о Петербурге»

Вот, собственно, я и перешёл к Носову. Его избыточность – к месту. Яркий тому пример – «Книга о Петербурге». В ней избыточность египетская, библейская. Посмотрите, с чего начинает Носов – со вселенского взрыва, породившего всё и вся, со Слова Божия, от которого всё пошло: и звери, и города, и люди, включая самого Носова. Чем наполнил свою книгу писатель Носов? Зверями, птицами, безделицами всякими вроде бы, Достоевский там по улицам ходит-бродит, в Рихмана шаровая молния насмерть бьёт, сам Носов что-то ищет и не отыщет по проходным дворам и по подворотням, товарищи его рыщут рядом, по мелочам что-то пытаются отыскать, не находят…

На самом деле все эти люди, птички, молнии шаровые, Рихман делают книгу книгой, какой ни у кого, кроме писателя Носова, не получится никогда. Сам Етоев это вам говорит. И о главном персонаже ленинградско-петербургской литературы 1980–1990-х годов, Геше Григорьеве, спасибо, что Носов не забывает (простите за фамильярность, но Григорьев для всех для нас, друзей-товарищей-братьев, не Геннадием был, а Гешей). И фото даже во вклеечку поместил с шахматами и пивными бутылками на переднем плане. Душа Носова Петербургом дышит.

Напоминаю для ясности тем, кто Носова не читал. Самый первый его роман, «Голодное время» – это мифология города, это Сенная площадь и её окрестности, это странное подпольное племя пожирателей человеческой плоти... «Тайная жизнь памятников» – документальное сочинение Носова – давно уже стала классикой, переиздаётся и дополняется постоянно.

«Книга о Петербурге» энциклопедически построена верно. Нет, не от а до я. А от фактов реальной истории до фактов личной жизни писателя. Тополь в глухом дворе важен в его книге не меньше, чем низвергнутый волхв на старинных вратах Петропавловки. Автор, путешествующий с сыном по фортам кронштадтским, – это новый Афанасий Никитин в фантастической своей Индии. Я, наверное, говорю пристрастно. Я был у этой книг и редактором. Но я никогда не стану редактором книги, к которой не прильнул сердцем. Ну, вы понимаете. Если мне не нравится, не пишу.

Тэги: Пешком в историю Александр Етоев Сергей Носов
Обсудить в группе Telegram

Александр Етоев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Город мастеров

    31.05.2023
  • Дети императора

    24.05.2023
  • Победы на благое просвещение

    21.04.2023
  • Охранная грамота для Скрябина

    14.09.2022
  • Слёт увлечённых

    02.03.2022
  • «Последние могикане»

    24 голосов
  • Как Куприн сосну спас

    18 голосов
  • Из века в век перелетая...

    18 голосов
  • Вопросы важнее шекспировских

    17 голосов
  • И крест тяжёлый и кровавый...

    15 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS