Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 декабря 2021 г.
  4. № 49 (6812) (08.12.2021)
Культура Телеведение

Неожиданное преображение

Финский режиссёр полагает, что спасение – в России

08 декабря 2021
Сейди Хаарла и Юра Борисов в «Купе номер 6»

Премьеру фильма режиссёра Юхо Куосманена «Купе номер 6» (совместное производство Финляндии, России, Германии и Эстонии) я проглядел. Знал, что он получил Гран-при Каннского фестиваля, но, увидев трейлер, где в ужасной России 90-х мелькнула Юлия Ауг, известная своей политической активностью, а рядом с милой актрисой Сейди Хаарла, сыгравшей финскую студентку, – русский быдловатый гопник в исполнении Юры Борисова, смотреть не стал.

 

Тем более что про получивший самый главный приз этого фестиваля, Золотую пальмовую ветвь, безумный, выморочный «Титан» и ничего не получивших в Каннах серебренниковских «Больных в гриппе» мы уже написали. Зачем ещё какое-то финское кино про рашку-какашку? Так что не посмотрел. И зря.

Вернулся к ленте после того, как у нас её стали поругивать. Да к тому же критики, которые ранее каннскими лауреатами безоговорочно восхищались, а если триумфаторы эти у обычного зрителя вызывали недоумение, то терпеливо пытались объяснить их прекрасную и глубокую суть. А тут нет: принялись язвить, выискивать в изображении 90-х исторические неточности и обвинять создателей в незнании русских реалий. И народа. Имея в виду, что он гораздо хуже, чем тот, что изображён в фильме, а интеллигенция – гораздо лучше. Ишь ведь. Почему-то в «Дылде», где кричащих несоответствий море, они не нашли ни одной.

Так в чём же дело?

Нет, кино начинается не только в полном соответствии со всеми штампами в киноизображении России, но и с новыми оскаровскими стандартами. Героиня (финка Лора) – лесбиянка. В подтверждение этого в начале фильма мы видим не слишком откровенную постельную сцену – слава богу, до каннского триумфатора 2013 года «Жизнь Адель» ей очень далеко. Лора чувствует, что её русская возлюбленная Ирина (Динара Друкарова) к ней охладевает. Ирина собиралась в Мурманск вместе с Лорой смотреть древние петроглифы на прибрежных скалах Баренцева моря, но не поехала – отправила финку одну. Да, россияне с интеллигентными московскими лицами, которые приходили в гости к московской возлюбленной финки, её стиль жизни и круг общения Лоре очень нравятся, и на контрасте хамоватый Лёха, сосед в купе поезда Москва – Мурманск, пьющий из горла спирт «Рояль», закусывающий краковской колбасой, – он ей отвратителен. Напившись, Лёха начинает лапать бедную Лору…

То есть пока про Россию всё как надо. Финка во время стоянки в Питере звонит из телефона-автомата Ире в Москву, надеясь, что она позовёт её вернуться. Но она не зовёт, Лора убеждается, что у Иры точно уже есть другая. И вынуждена продолжить путь с мерзким жлобом в одном купе.

А вот дальше начинается нечто совершенно неожиданное. Русский работяга и финская лесбиянка подружились, более того, в Лоре проснулись странные для её ориентации чувства к мужчине, которые в конце концов перерастают в жаркие объятия! И если бы окончательно протрезвевший Лёха был поактивнее, то у них прямо в поезде состоялось бы то, из-за чего рождаются дети, – причём Лора явно этого хотела. Какой неожиданный поворот!

Наши соотечественники в фильме (даже проводница в прекрасном исполнении Юлии Ауг) предстают, да, грубоватыми, да, матерящимися, да, сильно пьющими, но щедрыми и добрыми людьми. Боже, как они отличаются от представителя цивилизованной Европы! Возникший в фильме интеллигентный финн с гитарой – его, безбилетника, Лора и Лёха приютили в своем купе – оказался коварным негодяем, укравшим кинокамеру соотечественницы (это наших критиков особенно возмутило – не может цивилизованный европеец быть таким!). А в кинокамере, по словам Лоры, была «вся её Москва». Но потом она постепенно понимает, что как раз не её! Что её на самом деле тянет к чему-то совсем другому и совсем другим людям.

Абсолютно неожиданный поворот, почему-то оскорбивший наших русофобов. Кстати, выбор Юры Борисова на роль Лёхи мне не показался правильным. Как только этот талантливый актёр стал модным и превратился из Юрия в Юру, приглашать его стали из фильма в фильм, давая в том числе не соответствующие его индивидуальности роли. Лёха должен был быть, на мой взгляд, более «крупным зверем», медведем, а не зайцем, – не очень понятно, почему Лору (Сейди Хаарла очень убедительна и органична) влечёт к этому субтильному лысеющему молодому человеку.

Тем не менее, столкнувшись с суровой природой и нравами Русского Севера, с нашими работягами, пьяницами, таксистами и моряками, увидев-таки благодаря им, казалось, абсолютно недоступные зимой петроглифы на Баренцевом море, Лора неожиданно преобразилась, и если бы так помогавший финке Лёха позвал её, то Лора осталась бы с ним в Мурманске. Но он не позвал. Но это не так существенно, в ней уже произошла какая-то важная перемена. В конце фильма она была совсем непохожа на себя же в начале – глаза её светились! Вот такой нечаянный катарсис, такой непредсказуемый поворот.

Признаться, и для меня увидеть в иностранном фильме Россию как символ спасения было удивительно и неожиданно.

 

Тэги: Александр Кондрашов
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Всем сестрам по серьгам

    05.10.2022
  • Народный герой

    28.09.2022
  • Гений «озвучания»

    21.09.2022
  • Наши пришли

    14.09.2022
  • Ниспровергатель лжи

    24.08.2022
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Пророк в своём Отечестве

    102 голосов
  • Один мальчик очень хотел стать историком

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
  • Чудеса и потрясения

    92 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS