Уходит в историю год Александра Невского. Древнего князя, чья фигура и деяния по-прежнему притягивают к себе исследователей и писателей – как тайна тайн. Мы решили расспросить о великом русском полководце лауреата премии «Золотой витязь», поэта, новеллиста и учителя истории Александра Орлова.
– Александр Невский – это и историческая личность, и легенда в самом высоком смысле слова. А что важнее в наше время?
– Это историческая личность, ставшая впоследствии легендой. Если мы обратимся к прошлому, то увидим, что будущий национальный герой был воспитан в многодетной семье, с раннего возраста обучался на лучших примерах духовно-нравственной литературы того периода, я имею в виду Евангелие, Псалтырь, жития святых, что в дальнейшем предопределило его мировоззрение. Детство и юность Александра пришлись на время тяжелейших испытаний, ведь ему было почти два года, когда состоялось первое трагическое столкновение русских и половецких князей с монголами на реке Калка в 1223 году. В его 16-летие произошло Батыево нашествие на Русь, в неполные семнадцать – битва на реке Сить, завершившая завоевание Северо-Восточной Руси монголами, а впереди были ещё походы монголов на Южную и Юго-Западную Русь... Во время разгрома городов, запустения ранее освоенных плодородных земель, крушения уровня культурного развития он взял на себя бремя власти. Это уже подвиг, с моей точки зрения. А подвиг всегда порождает легенды, объединяется с ними, вызывает восторги и споры, вырабатывает жизненные устои на столетия вперёд.
– Был ли Александр Ярославич выдающимся полководцем?
– Сегодня существуют различные версии, в которых сама личность князя Александра и его заслуги ставятся под сомнения. Это объяснимо. Если не существует национальной героики, то и нет примеров для подражания. Над этим серьёзно работают как иностранные, так и отечественные специалисты, лидируют среди которых апологеты британского историка Джона Феннела. Давайте задумаемся над известным нам призывом папы римского Григория IX, который наставлял меченосцев защитить христианство от неверных русских в булле от 1234 года, а позднее призывал к организации крестовых походов против русских. Антирусская коалиция начала западноевропейскую католическую экспансию, которая оказалась провальной – и признание этого факта до сих пор не даёт покоя русофобам всего мира. Пересмотр истории начинается с информационного уничтожения побед и победителей, и в этом ряду святой благоверный великий князь Александр Невский разгромом шведов на реке Неве и немцев на Чудском озере занимает первое место.
– В чём заключались духовный подвиг князя и его политический выбор? Почему он канонизирован? И были ли противники этого?
– Несгибаемость Александра в православной вере, уверенность в правильности выбора будет подтверждена временем, пройдёт многовековую проверку. Четвёртый сын великого князя Даниил станет родоначальником московских князей, которые станут до свержения ордынского ига следовать направлению, выбранному их дальновидным пращуром. Канонизация князя Александра состоялась на Соборе 1547 года, на котором его деятельность отмечалась особо «со всяцем испытанием о чудесех, бывающих от честныя раки». Обратите внимание, что после блаженной кончины князя Александра Невского его посмертное присутствие получит реальную историческую силу. Первое обретение мощей нашего национального героя произойдёт в 1380 году, а затем последует великая Куликовская битва, в которой праправнук Александра Невского, князь Дмитрий Донской, одержит победу над многонациональным и бесчисленным воинством ордынского темника Мамая. После молебна у гроба Александра Невского в 1552 году царь Иван Грозный возьмёт штурмом неприступную Казань. Незримое и явное присутствие князя Александра Невского будет ощущаться во время крупнейшей битвы при Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Воротынского разобьют татаро-османское воинство крымского хана Девлет-Гирея в 45 километрах от Москвы. Наконец, святой вновь придёт на помощь и во время Великой Отечественной войны, когда указом от 29 июля 1942 года будет учреждён советский орден Александра Невского, которым награждались представители командного состава Красной армии, проявившие личную отвагу и мужество в бою.
– Почему Александр стал любимым святым Петра Великого, нашего первого императора? Есть ли здесь глубинная связь?
– По всей видимости, император Пётр Алексеевич видел в Александре Невском своего предшественника в борьбе с шведским владычеством на Балтийском море, и для этого есть основания. Во время Великой Северной войны в 1710 году Пётр сам выбрал место для построения монастыря, который сейчас мы именуем Свято-Троицкой Александро-Невской лаврой. В 1724 году туда были перенесены из Владимира святые мощи великого князя. Предание гласит, что от устья Ижоры до монастыря Пётр лично правил галерой со священным грузом, а за вёслами находились его ближайшие сподвижники. Нелишним будет упомянуть, что при императоре Петре почитание святого князя Александра Невского приобрело уже не только религиозный, но и государственный характер и, как итог, в честь него получили имена трое из пяти императоров, правивших в России с 1801 по 1917 год.
– Как вы оцениваете фильм Сергея Эйзенштейна? Можно ли сегодня воспринимать образ князя вне этого фильма?
– Сергей Эйзенштейн создал гениальную картину, для меня лично она остаётся важнейшим культурным и историческим явлением. Образ князя Александра можно и необходимо воспринимать и вне этого фильма, чтобы иметь разнообразное видение событий и личности, однако выдающуюся работу режиссёра, художника, сценариста, автора фундаментальных трудов по теории кинематографии невозможно не учитывать. Эйзенштейн сумел настолько глубоко познать героя своего шедевра, что даже придуманная им фраза «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет» сроднилась с князем Александром, а кантата Сергея Прокофьева, вокальные партии которой написаны на стихи Владимира Луговского, – высочайший образец героико-исторического эпоса, и от этого никогда не уйти. Незабываема, конечно, и вдохновенная работа актёра Николая Черкасова, затмившего всех последующих исполнителей роли Александра Невского.
Николай Черкасов в роли Александра Невского
в одноимённом фильме С. Эйзенштейна
– Что писали об Александре поэты и прозаики? Есть ли интересные книги, стихи о нём в прошлом и в наше время?
– В поэзии я бы выделил посвящение, написанное Михаилом Ломоносовым на серебряной раке мощей святого Александра, стихиры Александра Сумарокова, поэму Льва Мея. Но подлинные удачи явлены в произведениях Аполлона Майкова «В Городце в 1263 году» и Константина Симонова «Ледовое побоище». Если говорить о прозе, то для меня особое место занимают Василий Ян и его повесть «Юность полководца» и Александр Сегень с его книгой «Александр Невский. Солнце Земли Русской». Но более романов я предпочитаю читать исторические исследования Алексея Карпова, его книга «Великий князь Александр Невский» – одна из моих любимых.
– Кем является Александр Невский лично для вас?
– Мой небесный покровитель, сберегательная и компромиссная политика беспрекословного подчинения Орде которого привела к восстановлению суверенитета России спустя столетия, во времена его потомка Ивана III. Вдумаемся: ведь Иван III завершил начатое Александром Невским, и именно так пришёл конец угнетению, которое тяготело над Русью 243 года. Это герои нашего народного и государственного возрождения.