Здесь, если отойти от контекста, ухвачена основная проблема, стоящая перед современным художником: в какую сторону идти? Создавать шедевр для узкой группы зрителей и читателей башни из слоновой кости или предлагать «борцов» широкой публике?
Авторы сериала «Молодёжка», который идёт по каналу СТС, наверняка тоже задавались этим вопросом.
С чем выйти к зрителю? С фильмом о судьбе спортсмена, неразрывно связанной с травмами, борьбой за место в основном составе, сложными отношениями с одноклубниками, жёнами, любовницами и детьми? Рассказать об обычной жизни хоккеиста, в которой даже матч – это набившая оскомину рутина, подёнщина, тяжкая невыносимая работа? Показать усталых угрюмых мужиков с клюшками, побитых жизнью, жующих изо дня в день тяжёлый чёрный хлеб хоккеиста провинциальной команды? Дать сеанс разоблачения хоккейной магии или, напротив, увлечь зрителя романтикой хоккея, очаровать его молодостью, напором, энергией, позволить проникнуться командным духом?
Авторы «Молодёжки» пошли по пути создания «фильма о борцах», сериала для всех, в котором спортивная составляющая сочетается с отчётливой мелодраматической линией и ярко выраженной ориентацией на молодёжную аудиторию. Жёсткому реализму они предпочли облегчённое, позитивное по своему посылу повествование. И это верное решение. Достоевский и Салтыков-Щедрин подождут. Драм и трагедий, чернухи и повествований о мерзостях российской жизни у нас в избытке. А вот фильмов, в которых вал бытовых проблем не перекрывал бы общего позитивного течения жизни, всегда не хватает.
История хоккеистов из провинциальной молодёжной команды «Медведи», изложенная в «Молодёжке», пронизана жизнеутверждающим пафосом. Здесь не стоит ждать глубины и широты. Задача состоит в другом – в формировании позитивного настроя, в пробуждении добрых чувств. «Молодёжка» – коммерческий продукт. Но это тот случай, когда слово «коммерческий» выступает как своеобразный знак качества. Это тот фильм, который можно с интересом посмотреть после трудного рабочего дня, погрузиться в историю, а не наблюдать за тем, как актёры разыгрывают психологию, а сценаристы натужно давят из себя нечто концептуальное. «Молодёжка» – один из редких примеров крепко сделанного отечественного сериала, нацеленного на самую широкую аудиторию. При этом он выгодно отличается от своих конкурентов чувством меры. Здесь нет изматывающих, затянутых мелодраматических сцен, искусственного юмора, назойливого молодёжного сленга.
«Молодёжка» вообще один из немногих сериалов, в котором молодёжь представлена не в виде эгоистичного деградирующего сброда и не в образе инфантильных зверушек. У неё своя непростая жизнь, у неё свои, пусть порой и ошибочные, ложные цели, к которым она идёт и которых намерена добиться. Она небезупречна с точки зрения морали, не образцово-показательна, но она живёт, ошибается, ищет, теряет и находит и в конце концов совершает верный человеческий выбор.
Каждый из героев нарисован парой мазков. Скупо. Но мазки положены профессионально, а краски живые и естественные. Простота и лаконичность идут только на пользу. Даже второстепенные персонажи здесь выведены умело. Самая колоритная фигура из их числа – Бакин-старший (Н. Добрынин) – простой работяга, который души не чает в сыне и переживает за судьбу своего Сени, стоящего в воротах «Медведей», трогательно и местами забавно.
Впрочем, «Молодёжка» не была бы российским сериалом, если бы за всем этим «житейским трескучим шумом» мелодрамы и молодёжного сериала не ощущалось «торжествующих созвучий» чего-то большего, чем рассказ о взаимоотношениях молодых хоккеистов. Авторам «Молодёжки» в рамках избранного сюжета удалось нарисовать своеобразную модель современной России, ухватить узловые точки и особенности её развития, тот слом эпох, который она переживает. История «Медведей» символична и метафорична. В ней словно воплощена судьба всей страны, отражена её потребность в сильном лидере, способном повести за собой, в общей, объединяющей всех цели, в придающей смысл существованию идее, стремление к братству и товариществу.
Классический конфликт добра и зла – в сериале не лобовое столкновение, как в старых советских фильмах, а в полном соответствии с духом времени, вялотекущая подковёрная игра, цепь изнуряющих, разрушительных для общего дела, для команды интриг, паутина, которую с завидным постоянством раскидывают отрицательные герои.
Силы добра и зла делятся в сериале на два условных лагеря – на людей высоких целей и людей своего кармана, желудка и тщеславия. Одни увлечены созиданием, других интересует только собственное Я и свои амбиции. Одни стремятся к чему-то большему, чем место середнячка в турнирной таблице, другие живут по принципу «солдат спит, служба идёт», который выступает краеугольным камнем их личного благополучия.
Символична и фигура главного тренера «Медведей» – Сергея Макеева, которого играет Д. Никифоров. Психология Макеева – это психология последнего советского поколения, человека, который готовился к великим свершениям. Человека, которого учили быть настойчивым, ответственным и бескомпромиссным. Человека, у которого эти качества, впитанные из советской школы советского спорта, органично переплелись с тем, к чему призывали тогда, в конце 80-х – начале 90-х годов – быть крепким профессионалом, любить своё дело. Да и год 1993-й, год крушения надежд юного Макеева, травмы, поставившей крест на его многообещающей карьере, весьма символичен.
«Молодёжка» представляет собой идеальный образчик сериала для семейного просмотра, в котором принципиально ничего не надо менять и следует лишь держать марку, не позволяя розовой водичке мелодрамы и штампам сериала для молодёжной аудитории погубить историю восстающей вновь, как феникс из пепла, легендарной «Красной машины».
Сергей МОРОЗОВ