Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 февраля 2015 г.
  4. № 5 (6495) (04.02.2015)

Становление «Красной машины»

04 февраля 2015

В «Бартоне Финке» братьев Коэнов знаменитому молодому драматургу, который начинает работу в Голливуде, поручают написать сценарий стандартного фильма «о борцах». Он создаёт шедевр, наполненный болью и экзистенциальной проблематикой.

Здесь, если отойти от контекста, ухвачена основная проблема, стоящая перед современным художником: в какую сторону идти? Создавать шедевр для узкой группы зрителей и читателей башни из слоновой кости или предлагать «борцов» широкой публике?

Авторы сериала «Молодёжка», который идёт по каналу СТС, наверняка тоже задавались этим вопросом.

С чем выйти к зрителю? С фильмом о судьбе спортсмена, неразрывно связанной с травмами, борьбой за место в основном составе, сложными отношениями с одноклубниками, жёнами, любовницами и детьми? Рассказать об обычной жизни хоккеиста, в которой даже матч – это набившая оскомину рутина, подёнщина, тяжкая невыносимая работа? Показать усталых угрюмых мужиков с клюшками, побитых жизнью, жующих изо дня в день тяжёлый чёрный хлеб хоккеиста провинциальной команды? Дать сеанс разоблачения хоккейной магии или, напротив, увлечь зрителя романтикой хоккея, очаровать его молодостью, напором, энергией, позволить проникнуться командным духом?

Авторы «Молодёжки» пошли по пути создания «фильма о борцах», сериала для всех, в котором спортивная составляющая сочетается с отчётливой мелодраматической линией и ярко выраженной ориентацией на молодёжную аудиторию. Жёсткому реализму они предпочли облегчённое, позитивное по своему посылу повествование. И это верное решение. Достоевский и Салтыков-Щедрин подождут. Драм и трагедий, чернухи и повествований о мерзостях российской жизни у нас в избытке. А вот фильмов, в которых вал бытовых проблем не перекрывал бы общего позитивного течения жизни, всегда не хватает.

История хоккеистов из провинциальной молодёжной команды «Медведи», изложенная в «Молодёжке», пронизана жизнеутверждающим пафосом. Здесь не стоит ждать глубины и широты. Задача состоит в другом – в формировании позитивного настроя, в пробуждении добрых чувств. «Молодёжка» – коммерческий продукт. Но это тот случай, когда слово «коммерческий» выступает как своеобразный знак качества. Это тот фильм, который можно с интересом посмотреть после трудного рабочего дня, погрузиться в историю, а не наблюдать за тем, как актёры разыгрывают психологию, а сценаристы натужно давят из себя нечто концептуальное. «Молодёжка» – один из редких примеров крепко сделанного отечественного сериала, нацеленного на самую широкую аудиторию. При этом он выгодно отличается от своих конкурентов чувством меры. Здесь нет изматывающих, затянутых мелодраматических сцен, искусственного юмора, назойливого молодёжного сленга.

«Молодёжка» вообще один из немногих сериалов, в котором молодёжь представлена не в виде эгоистичного деградирующего сброда и не в образе инфантильных зверушек. У неё своя непростая жизнь, у неё свои, пусть порой и ошибочные, ложные цели, к которым она идёт и которых намерена добиться. Она небезупречна с точки зрения морали, не образцово-показательна, но она живёт, ошибается, ищет, теряет и находит и в конце концов совершает верный человеческий выбор.

Каждый из героев нарисован парой мазков. Скупо. Но мазки положены профессионально, а краски живые и естественные. Простота и лаконичность идут только на пользу. Даже второстепенные персонажи здесь выведены умело. Самая колоритная фигура из их числа – Бакин-старший (Н. Добрынин) – простой работяга, который души не чает в сыне и переживает за судьбу своего Сени, стоящего в воротах «Медведей», трогательно и местами забавно.

Впрочем, «Молодёжка» не была бы российским сериалом, если бы за всем этим «житейским трескучим шумом» мелодрамы и молодёжного сериала не ощущалось «торжествующих созвучий» чего-то большего, чем рассказ о взаимоотношениях молодых хоккеистов. Авторам «Молодёжки» в рамках избранного сюжета удалось нарисовать своеобразную модель современной России, ухватить узловые точки и особенности её развития, тот слом эпох, который она переживает. История «Медведей» символична и метафорична. В ней словно воплощена судьба всей страны, отражена её потребность в сильном лидере, способном повести за собой, в общей, объединяющей всех цели, в придающей смысл существованию идее, стремление к братству и товариществу.

Классический конфликт добра и зла – в сериале не лобовое столкновение, как в старых советских фильмах, а в полном соответствии с духом времени, вялотекущая подковёрная игра, цепь изнуряющих, разрушительных для общего дела, для команды интриг, паутина, которую с завидным постоянством раскидывают отрицательные герои.

Силы добра и зла делятся в сериале на два условных лагеря – на людей высоких целей и людей своего кармана, желудка и тщеславия. Одни увлечены созиданием, других интересует только собственное Я и свои амбиции. Одни стремятся к чему-то большему, чем место середнячка в турнирной таблице, другие живут по принципу «солдат спит, служба идёт», который выступает краеугольным камнем их личного благополучия.

Символична и фигура главного тренера «Медведей» – Сергея Макеева, которого играет Д. Никифоров. Психология Макеева – это психология последнего советского поколения, человека, который готовился к великим свершениям. Человека, которого учили быть настойчивым, ответственным и бескомпромиссным. Человека, у которого эти качества, впитанные из советской школы советского спорта, органично переплелись с тем, к чему призывали тогда, в конце 80-х – начале 90-х годов – быть крепким профессионалом, любить своё дело. Да и год 1993-й, год крушения надежд юного Макеева, травмы, поставившей крест на его многообещающей карьере, весьма символичен.

«Молодёжка» представляет собой идеальный образчик сериала для семейного просмотра, в котором принципиально ничего не надо менять и следует лишь держать марку, не позволяя розовой водичке мелодрамы и штампам сериала для молодёжной аудитории погубить историю восстающей вновь, как феникс из пепла, легендарной «Красной машины».

Сергей МОРОЗОВ

Тэги: Телевидение Телесериал
Обсудить в группе Telegram

Сергей Морозов

Морозов Сергей Борисович родился в 1976 году. В... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • Дмитрий Захаров: «Мы были идеалистами»

    09.08.2023
  • Замшев в гостях у Соловьева

    13.03.2022
  • Amazon назвали дату выхода первой серии телесериала по «Властелину колец»

    03.08.2021
  • «Почему у вас только маньяки?»

    12.05.2021
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Мимино был диссидентом,

    123 голосов
  • Список Познера,

    119 голосов
  • Немного уважения и чуточку красоты

    113 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS