Займёт ли наш народ достойное место в законе о „российской нации“?
Набирающая силу дискуссия в связи с подготовкой закона «О российской нации» начинает жить своей жизнью, подчас оставляя без внимания, по сути, ключевой вопрос. После заседания Совета по межнациональным отношениям 31 октября 2016 года в Астрахани, где прозвучало предложение о разработке закона, Президент РФ В. Путин утвердил 4 декабря 2016 года ряд поручений.
В частности, говорится: «Президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям представить предложения о подготовке проекта нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)». Предложения надо представить к 1 августа 2017 года.
Но данная формулировка как по форме, так и по содержанию принципиально отличается от изначальной и во многом меняет весь ход начавшейся дискуссии, хотя и не отменяет её.
По существу, поставлена задача законодательно закрепить столь ёмкое понятие, как «российская нация». Оно включает в себя вопросы духовного, культурного, ценностного единства общества, сохранения традиций и обычаев всех народов страны. Хочу напомнить, что попытки подготовки подобных законов «об общих принципах» национальной политики предпринимались не раз. Например, после принятия в 1996 году Концепции государственной национальной политики, которая предусматривала подготовку такого закона. Почти 15 лет работы над «основами» показали, что создать что-либо обобщающее невозможно без ясного и точного определения места и роли русского народа.
Давайте с позиций сегодняшнего дня посмотрим, как пытались решить эту проблему. Тогда (в 2001–2003 годах) предложили два альтернативных законопроекта. Первый из них, известный как «Закон о русском народе», был краток и просто закреплял за русским народом те права, которые остальные братские народы уже законодательно имели: на родной язык, культуру, образование. Другой вносил изменения в Федеральный закон «О национально-культурной автономии» и рассматривал русских как одно из национальных меньшинств, давая право русским создавать в регионах свои национально-культурные автономии и даже – в последующем – создать федеральную национально-культурную автономию русских в России (!).
Как ни удивительно, но верх взял именно этот «демократический» законопроект, а не «националистический», требовавший и для русских общепризнанных прав на родной язык, культуру, образование. Но оказалось, что с русским народом – «национальным меньшинством» – никакого закона «об основах национальной политики» за 15 лет так и не сумели написать. В этом главный урок.
Россия – союз народов, и уже по определению каждый из них должен быть обеспечен всем объёмом прав и обязанностей. И русские не исключение. Это не привилегия, а прямая обязанность. Включая обязанность выполнения своего системообразующего качества: быть «точкой сборки» многонародного союза, без чего любой закон «о российской нации» просто не состоится.
Поэтому сейчас, начиная работу по подготовке проекта нового нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), нужно «расчистить» все накопившиеся за десятилетия преграды.
Следует, в частности, отменить все определяющие русский народ как «национальное меньшинство» законодательные положения и сделать, наконец, его равноправным с остальными братскими народами. Кстати говоря, в действующей федеральной Стратегии государственной национальной политики (2012 г.), как и в других подобных документах, предусмотрено обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов, а также обеспечение прав национальных меньшинств. Никто не против! Но где русские? Их в документах нет. На такой «конструкции» единой российской нации не собрать. Необходим более прочный фундамент единства: и коренных малочисленных народов, и национальных меньшинств, и национального большинства. Это ещё одна «точка сборки», без которой закон «о российской нации» не состоится.
Постоянно говорят о необходимости «гармонизации» межнациональных отношений как фундаментальной основе единства российской нации. Но кого с кем гармонизировать? Русские как бы «подразумеваются», продолжая жить «на общественных началах» в ими же созданном государстве. Так кого гармонизировать? Сами национальные меньшинства?
Опереться есть на что. Например, в Стратегии национальной политики Москвы на период до 2025 года впервые наряду с «национальными меньшинствами» вводится понятие «национального большинства». В основе столичной стратегии лежит положение, высказанное В. Путиным 17 августа 2015 года на встрече с представителями национально-культурных организаций Крыма, о необходимости «защищать права всех», вне зависимости от принадлежности к меньшинству или большинству, независимо от численности и конфессиональной принадлежности. Это и есть базовый принцип новой матрицы национальной политики. Убеждён, что если закон о «российской нации» будет написан, то это будет сделано с учётом ключевых положений московской стратегии. По крайней мере, это было бы абсолютно правильно.
Нельзя не принять во внимание ещё один вариант решения вопроса о законодательном обеспечении единства российской нации. Он обусловлен тем, что фракция «Единой России» в Госдуме имеет конституционное большинство. Поэтому целесообразно поставить вопрос о внесении в текст Конституции РФ положения о необходимости защиты не только прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, как это уже есть, но и национального большинства. Тогда необходимость подготовки «обобщающего» закона о российской нации сама по себе отпадёт. Потребуется лишь ряд законодательных актов в развитие нового конституционного положения. В этом варианте много положительного и перспективного.
То место, которое займёт Россия в переустройстве жизни в ХХI веке, напрямую зависит от того, какую роль в российской нации будет играть русский народ.
От редакции. Приглашаем специалистов по вопросам национального строительства, политологов, журналистов, а также наших читателей продолжить начатый этой статьёй разговор.
Очевидно задача закона- выправить "ошибки"в национальной политике Владимира Ильича Ленина.(Почти как в том анекдоте: "Карл Маркс был экономистом. Ну и что ? Тетя Циля старший экономист!).
реальных признаков единства нации. В США и развитых европейских странах
после российского Октября 1917 года капитал добился этого путём ограничений
в эксплуатации трудового населения буржуазией. Собственники производств
отдавали такую часть своих финансовых доходов наёмным работникам, чтобы те
жили в определённом материальном достатке и не обостряли классовой борьбы.
Было урезано самоуправство государственных чиновников. Налажена относительно праведная судебная система и для господ, и для подневольных. Даны реальные права профсоюзам на договоры с хозяевами экономики, на забастовки, на другие протестные действия. Не запрещались массовые уличные выступления против антинародных
действий правительств и парламентов. Не допускались огромные разрывы между
верхами и низами в оплате труда, в социальных преимуществах, в доступе к культуре,
образованию, лечению, в карьерном росте. При российской форме капитализма с его
буржуазно-чиновничьей властью всё это сегодня есть? Какое единство "российской нации"?
Вроде как единство российских граждан хотят укрепить.
С трудом представляю, что такое можно нарисовать на бумаге, чтобы после её прочтения
все без исключения российские граждане и особенно «элита», так просветились душой и разумом, что решение все наших прошлых, настоящих и будущих проблем будет проходить в режиме полного согласия и взаимного обожания?
На бумажке напишут, а что толку, если даже в Татарии, Якутии, Башкирии, ... по ТВ ни одной морды славянской среди начальников не покажут. Среди волонтёров на каких-то играх в Казани даже негр был представлен среди татар, но без русских (в узко национальном смысле).
Цитирую: "Президент РФ В. Путин утвердил 4 декабря 2016 года ряд поручений. В частности: «Президиуму Совета при Президенте по межнациональным отношениям представить предложения о подготовке проекта нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)». Предложения надо представить к 1 августа 2017 года."
Полнейший БРЕД! Как и закон о "Русской нации". Ничего этого не будет. Никакой Президент, никакой Закон не поднимет русский народ с колен, не воздаст ему по историческим заслугам. Только он сам, объединенный идеями СОЗИДАНИЯ, способен завоевать высокий авторитет среди народов России.
Этот вопрос начинал решаться в СССР. Во-первых, в индустриализацию и войну именно русский народ (с белорусским и украинским) стал олицетворением лучших СОВЕТСКИХ НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ценностей. Так был укреплен ЕДИНЫЙ МОЩНЫЙ государственный строй, в котором ВЗАИМОПОМОЩЬ НАРОДОВ была его стержнем, хребтом и смыслом существования. Во-вторых, в послевоенную пору содружество народов укреплялось путем совместной работы по преодолению стихийных бедствий(Ашхабад, Спитак и пр.), а также совместным трудом на великих стройках социализма: Братск, Дивногорск, Нефтяные и газовые месторождения Западной Сибири, БАМа и т.д. С 60-х годов ежегодно на месторождения севера Томской к нам приезжали ССО (студотряды) из разных республик, в том числе из Грузии, Чечни и пр. Вот так совместным трудом, бытом, культурой, песнями, соревнованиями и свадьбами ГОДАМИ создавались ПРЕДПОСЫЛКИ СЕМЬИ ЕДИНОЙ НАРОДОВ СССР. И роль русской нации была бесспорна, ей не требовался Закон, но(!) этот вопрос решался практикой, в целом успешно, благодаря общему ДЕЛУ.
Россия далеко не СССР, и даже не стремится быть ему подобной. Нет и не предвидится СОВМЕСТНЫХ ВЕЛИКИХ СТРОЕК. Поэтому декларируемая задача в современной России НЕРЕШАЕМА. Так что успокойтесь, господа, ничего у вас не получится. В одном, однако, уверен, что к указанному сроку привлеченные к (пустой) работе "высокооплачиваемые специалисты" обязательно освоят и распилят выделенные бюджетные денежки. Жаль только, что Президент не дал себе труда хорошо подумать над этим вопросом. Не там он ищет "золотой ключик".
Сама затея БРЕДОВАЯ. Поясню, почему.
Понятие "национальное большинство" из указанной автором статьи Стратегии - безусловно шаг вперёд по сравнением с лукавой и необъективной Конституцией 1993г. Национальное большинство - это 4/5 населения России причисливших себя по переписи 2010г. к "русским". Это - не только и не просто объединяющий Россию этно-культурный субстрат, а фактически сама основа и суть нашего государства - русская. Существующее в границах РФ государство - это форма государственности именно русского народа. Конституционное игнорирование этого факта - мина замедленного действия под это государство.
Российская нация, имеющая безусловно и однозначно русскую основу не может быть "синтетической" или икусственной "собранной". Любые попытки "синтеза" игнорирующие вышеуказанную реальность будут обречены на неизбежный исторический провал, так как все нации складываются только естественным путём. Повторю своё определение российской нации наиболее объективно, по моему мнению, отражающее суть вопроса:
РОССИЙСКАЯ НАЦИЯ - ЭТО РУССКИЙ И ДРУГИЕ ЕВРАЗИЙСКИЕ НАРОДЫ, ТЕРРИТОРИАЛЬНО И ЦИВИЛИЗАЦИОННО ОБЪЕДИНЁННЫЕ ИМ В ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Как видим - это "земля и небо" в сравнении с виртуальным "многонациональным народом".
А сейчас в России вот такие организации с такими концепциями:
http://www.hillel.ru/about/mission-vision
ВИДЕНИЕ "ГИЛЕЛЯ" РОССИИ
"В нашем видении Россия – страна, где большинство еврейских студентов принимает участие в различных аспектах культурной, образовательной и волонтерской деятельности общины. Мы стремимся к тому, чтобы выпускники, независимо от специальности, покидали стены ВУЗов с уже сформированным еврейским самосознанием, чувством гордости за принадлежность к еврейскому народу и желанием вносить свой вклад в возрождение еврейской жизни России."
Вот так. И о какой единой нации может идти речь?
Надорвались мы, может поэтому и веры в свои силы у нас нет.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться