Юбилейный вечер прошёл в Музее-квартире А.Н. Толстого. В уютном зале собрались авторы, друзья и партнёры старейшего литературного журнала «Октябрь», впервые увидевшего свет в 1924 году. В разные годы на его страницах публиковались произведения Есенина, Маяковского, Пришвина, Паустовского, Твардовского, Платонова, Катаева, Каверина, Искандера, Ахмадулиной… По случаю 95-летия журнала в декабре 2019 года вышел специальный, праздничный выпуск – «Сто лет минус пять».
По словам главного редактора издания Ирины Барметовой, которая вела встречу, толстые литературные журналы появились в России благодаря Карамзину. Он считал, что в статьях должно присутствовать «критическое рассматривание русских книг», а критикам стоит быть беспристрастными и одинаково замечать «хорошее и худое». Поразительно, что видение Карамзина справедливо и в наши времена.
Несмотря на то что сегодня о судьбе толстых литературных журналов всё чаще говорят в минорной тональности, Ирина Барметова полна оптимизма: «Журналы всё время хоронят, а они живут». Словно в подтверждение её слов выступающие один за другим с теплотой вспоминали о сотрудничестве с «Октябрём» и читали фрагменты своих произведений.
Ведёт вечер главный редактор журнала Ирина Барметова
Фото: Максим Гончаров
Директор Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля Дмитрий Бак признался: «Это «мой» журнал. Я дважды лауреат премии «Октября» и рад, что он живёт». И представил вниманию собравшихся тексты, которые не собирается публиковать, – «Самчитат», как он выразился.
Выступает Дмитрий Бак — дважды лауреат премии «Октября»
Фото: Максим Гончаров
Сотрудницы музея Лилия Рязанова и Яна Гришина рассказали о том, как в 90-е годы «Октябрь» публиковал тайные дневники Михаила Пришвина, в которых писатель открывался с совершенно неожиданных, протестных сторон. В настоящее время первый том дневников вышел в Германии, и это стало сенсацией.
Передавая слово поэту Владимиру Салимону, Ирина Барметова подчеркнула, что их давняя личная дружба «перекликается с дружбой журналов «Октябрь» и «Золотой век». «У многих из нас литературный путь начинался на страницах «Октября»… – отметил Салимон. Он выразил надежду, что подобные встречи будут продолжаться, после чего прочитал свои стихи.
Сонет, в котором «есть щепотка соли», прозвучал в исполнении переводчика Евгения Солоновича, открывшего для русского читателя поэзию итальянца Джузеппе Белли.
Борис Мессерер, автор книги «Промельк Беллы» — хроники жизни Ахмадулиной
Фото: Максим Гончаров
Ещё один автор журнала – художник Борис Мессерер вспомнил о доме на улице «Правды», где много лет располагалась редакция журнала. Мессерер приходил туда со своим верным другом – шарпеем Гвидоном, ставшим героем его одноимённого рассказа.
Здесь, в редакции, Белла Ахмадулина впервые читала свои стихи Евгению Винокурову.
«Окна зазывно и приветливо горели», и писателей туда невольно тянуло – «и по делу, и просто так». Теперь, когда «Октябрь» лишился своего дома, «там тёмные окна, и ничего не происходит».
В течение вечера Ирина Барметова горячо благодарила спонсоров, партнёров и друзей журнала, всех тех, кто поддерживает издание, в том числе Государственный литературный музей, площадку «Литрес», «взращённого «Октябрём» поэта Виталия Пуханова, прозаика Ольгу Славникову… В свою очередь, ответственный секретарь премии «Поэзия», представленной на страницах юбилейного номера, Виталий Пуханов прочитал «стихи для журнала «Октябрь», которые будут ждать публикации».
Ведущая рассказала ещё об одной грани деятельности журнала, а именно: о координации ежегодного литературно-музыкального фестиваля «Аксёнов-фест», который проходит в Казани.
«Верный и дотошный читатель» журнала кинорежиссёр Вадим Абдрашитов поздравил «Октябрь» с выпуском очередного номера и поделился впечатлениями от посещения «Аксёнов-феста».
«Октябрь» – замечательный журнал. Василий Павлович Аксёнов не пошёл бы в дурное место», – сказал в начале своего выступления президент Русского ПЕН-Центра Евгений Попов, который также побывал на «Аксёнов-фесте» в Татарстане. Он отметил, что благодаря деятельности, связанной с фестивалем в Казани, этот город заметно изменился. Теперь это – своего рода культурный центр. На фестиваль стекается замечательная, талантливая публика.
Завершая встречу, Денис Драгунский прочитал рассказ «Вечное возвращение» и, как и все участники, признался в любви к журналу.
ФАКТ
На страницах журнала публиковались запрещённые советской цензурой ахматовский «Реквием», роман Гроссмана «Жизнь и судьба», «Самоубийство» Алданова, стихи Набокова, Галича, Ходасевича.