Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 февраля 2020 г.
  4. № 5 (6723) (05.02.2020)
Литература Библиосфера Рецензия

Возвращение блудного сына

05 февраля 2020

Елена Крюкова. Хоспис. – Екатеринбург: Издательские решения, 2019.  – 416 с.


Главный герой трагической и страстной притчи Елены Крюковой – романа «Хоспис» – блудный сын по имени Марк сходит в лохмотьях с картины Рембрандта, возвращаясь к старику-отцу, предстающему в конце романа в облике старца с картины аналогичного содержания, но другого художника – Помпео Батони. Имя отца – Матвей, разумеется, символично. Весь роман хотя и держится на евангельской притче, но развивает её через ещё один евангельский сюжет, объединяя два образа – блудного сына и Вараввы, что наделяет образ Марка современной проекцией и социальным смыслом: разве не Варавва был знаковым персонажем российских 90-х, времени хищнического передела собственности? И в «Хосписе», которым Елене Крюковой представляется любой дом, ибо каждый человек смертен, постоянно звучит тема воровства. Марк – вор, преступник, вернувшийся к отцу смертельно больным. Был ли евангельский Варавва вором или он – преступник политический, поднявший группу людей против Рима, до сих пор вопрос открытый. Но Елена Крюкова не историк, а писатель и в своих ярких, страстных романах-сказах, романах-причитаниях, романах-плачах, стихия которых эмоционально-музыкальная, имеет право на свои вариации на тему евангельских образов. По первому образованию писательница музыкант – это определяет стиль её прозы и восприятия: «Музыка, спасибо тебе, ты согрела меня, ты приютила меня, ты никогда не ругала меня и ни за что не наказывала меня, ты одна подавала мне руку, когда я поднималась и снова падала, ты поняла, что я ворую не со зла, а собираю с жизни мёд, как пчела, ты одна приласкала меня в холодном зимнем мире, ты простила меня, значит, музыка, ты и есть Бог». Только с этим Богом у героев романа гармоничное созвучие, со Всевышним всё гораздо сложнее: герои раскачиваются от светлой веры до мучительного богоотступничества, когда вечная символика бытия внезапно утрачивает свою светлую сторону, обращая к ним и к читателю лица, искажённые тенью тьмы. Из тьмы глядит на человека смерть. Роман и посвящён теме умирания, но обязательная ассоциация с повестью «Смерть Ивана Ильича» лишь тематическая – роман кардинально отличен от повести Толстого, которого Горький называл «колдуном», видимо, за способность проходить как бы сквозь человека, конечно, прозревая, куда выводит конец тоннеля: известен случай, когда умирающая попросила увести писателя от её смертного одра. Современная литература фактически отказалась от проникновения в человеческую психику, заменяя талант субъективного сверхвчувствования на талант описательно-объективный, когда формальные признаки текста (и образов) главенствуют. Этот рациональный подход Елена Крюкова великолепно использует, но преобразует, направляя текст в сторону метафорического потока – оригинального приёма, сходного с потоком сознания, но не алогичного. Чтобы показать особенность визуально-образного мышления писательницы, приведу всего три примера: вот её Москва раскрывается, «как чёрный веер, и на нём – приклеенные блёстки ночных фонарей», вот «чёрное пианино» внезапно превращается в «царский паровоз», а старик-отец видит «себя в сыне, как в кривом ужасающем зеркале», которое «бесстрашно отражало погибшую правду».

Отец обречённого Марка – лучший в городе хирург, человек, имеющий дело со спасением тела, и вопрос о душе он сначала решает для самого себя отрицательно, но позже всё чаще думает «о том, что душа есть». У Марка, вернувшегося и раскаявшегося в криминальных грехах, как и в евангельской притче, есть брат. Точнее – был брат. Он утонул ребёнком. Снимая дополнительную линию, Елена Крюкова намеренно делает более выпуклой линию основную (возвращение блудного Вараввы) – и роман, утрачивая основной нравственный ракурс евангельской притчи (объяснение отца хорошему сыну, отчего он, отец, так рад возвращению сына дурного), приобретает более общий смысл, ни в коей мере не противоречащий евангельским истинам: простим всех варавв – взывает к миру писательница, ведь и сама жизнь украдена у смерти...

Тэги: Книга Елена Крюкова Бушуева Мария Хоспис
Обсудить в группе Telegram

Мария Бушуева

Мария Бушуева (Китаева) — прозаик, критик... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Помогай Бог!

    10.06.2024
  • Петергофочувствование

    12.12.2023
  • Найти свой остров сокровищ

    08.12.2023
  • Отвергнутая чаша сна

    19.11.2023
  • Высокий, ясный, достойный

    07.04.2023
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Испытание оттепелью

    139 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Самый объёмный за всю историю

    81 голосов
  • Листая века и виденья

    75 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS