Книжный магазин, что на проспекте Независимости, 82, в центре белорусской столицы, знают многие поколения минчан. Впрочем, не только минчан. Зная, что здесь можно найти практически любую новинку научной, образовательной литературы, изданной в Москве, Ленинграде, Новосибирске и даже Владивостоке, в «Академкнигу» в прежние времена отправлялись со всех концов республики. Сейчас, если проехать по городам и весям бывшего Советского Союза, пожалуй, и не встретишь по прежним адресам магазины с вывеской «Академкнига». В Беларуси же и бренд, и саму систему сохранили. Это подтверждает и наш сегодняшний собеседник – директор минского книжного магазина «Академкнига» Ольга Глуховская.
– Ольга Николаевна, так как же удалось стране сохранить такой субъект книжной торговли?
– После распада СССР перед магазином «Академическая книга», как и перед многими другими организациями Беларуси, встал вопрос о самоопределении. В начале 90-х годов минувшего столетия магазин переживал сложное время, появлялись мысли о перепрофилировании или закрытии. Однако руководство нашло возможность сохранить его. Новым нашим учредителем стала Национальная академия наук Беларуси. Хочу отметить, что и сегодня Республиканское унитарное предприятие «Академическая книга» – полностью государственный магазин. Ну, а работая «под крылом» наших авторитетных академиков, ни о какой смене в направлении деятельности сотрудники и не думали. Магазин стал самым популярным местом приобретения книг у студентов, преподавателей, работников Академии наук, сегодня его знают не только жители Минска, но и книголюбы всей Беларуси. Часто слышим приятные отзывы о себе и от иностранцев.
– У Национальной академии наук Беларуси есть и своё издательство – «Беларуская навука». Ваша торговая площадка теперь для него – базовый магазин?
– Мы не только базовый магазин, но и добрые друзья с академическим издательством. Работники его маркетингового отдела, редакторы часто интересуются мнением наших специалистов о своих изданиях, о спросе на них, получают с нашей помощью «обратную связь» с покупателями. Часто проводим совместные презентации и выставки-продажи.
– Как «Академкнига» успевает реагировать на запросы посещающих её в поисках необходимой литературы учёных, университетских исследователей различных областей знаний? Ведь белорусские издательства, конечно же, не в состоянии отразить всю палитру профильных изданий, книжной научной проблематики на русском языке?
– Работа выстроена так, что мы реагируем на заказ любого нашего клиента. Есть возможность лично или дистанционно оставить заявку на любое издание, вышедшее в Беларуси или России, и сотрудники магазина постараются её выполнить.
– Есть чёткое представление о том, что происходит в книгоиздательском мире Российской Федерации?
– Магазин работает со многими российскими издательствами. Тенденция, которую мы наблюдаем в последнее время, – сокращение количества издательств (особенно связанных с научной литературой) или объединение их в одно, более крупное предприятие. Заметно также уменьшение количества издаваемых книг и их тиражей. Конечно же, растут цены, поскольку увеличиваются затраты и на полиграфические услуги, и на бумагу. Хочется в этой связи отметить, что большое количество книг в Беларуси, в том числе и книги издательства «Беларуская навука», выходит при финансовой поддержке государства, что делает их более доступными и привлекательными для наших клиентов.
– Торгует ли «Академкнига» научной литературой на английском, немецком и других языках?
– Сегодня большое количество книг в Беларуси выходит на нескольких языках. Самые распространённые – белорусский, русский, английский, китайский. В магазине широко представлена художественная литература на языке-оригинале, она пользуется спросом у людей, изучающих иностранные языки.
– Знаю, что в магазине часто проводятся презентации, автограф-сессии. Насколько охотно идут на такие мероприятия писатели, авторы? И что такие встречи дают для решения основной задачи – продать как можно больше книг?
– Современная «Академкнига» – это больше чем магазин. На мой взгляд, нам удалось создать авторитетную культурную площадку, где могут встретиться и пообщаться писатели и их читатели, издатели, журналисты. Далеко не каждый автор сразу принимает наше предложение поучаствовать в каком-то мероприятии. У одних иные планы, кто-то хочет провести встречу в другом месте или опасается, что не соберёт на встречу приемлемую аудиторию. Помимо реализации книг нашей целью на презентациях является и стремление поближе познакомить читателей с автором, организовать диалог, непосредственное общение. Чтобы не критик или литературовед, а сам писатель смог убедительно представить свою книгу, объяснить творческий замысел.
Сегодня благодаря социальным сетям читатели уже привыкли общаться с авторами книг, следить за их творческой и личной жизнью, а наши встречи ещё больше укрепляют и развивают это общение.
– Какое место в деятельности «Академкниги» занимает реклама? Какими коммерческими инструментами можете похвастаться?
– Сейчас основная платформа для рекламы – социальные сети. Это незатратная и достаточно оперативная возможность рассказать о наших новинках и акциях. Практикуем также рекламу в газетах, на радио и порталах наших партнёров.
В этом году мы открыли собственный интернет-магазин, что позволило продавать книги за пределы Беларуси. Большое внимание уделяем ротации плакатов о лучших изданиях, размещённых на витринах магазина. Сегодня их количество приближается к 20. Это один из самых эффективных видов рекламы для книжного магазина, одновременный ассортимент которого превышает 40 000 наименований.
– Магазин торгует художественной литературой?
– У нас есть такой отдел. Но основное внимание в нём уделяется детским книгам и книгам белорусских авторов. Вообще, самым важным в своей деятельности наши магазины видят популяризацию книг белорусских издательств и книг на родном языке, хотя их наличие в ассортименте значительно уступает книгам российских издательств и на русском языке.
– Не пробовали заниматься выездной торговлей? Для этого есть возможности?
– Мы стараемся практически всегда откликаться на предложения о сотрудничестве, участвуем в обслуживании презентаций, научных семинаров и конференций. Практикуем и поездки в другие города Беларуси для организации там книжной торговли. Возможности у магазина небольшие, но есть желание и энтузиазм, поэтому для нас практически не бывает невыполнимых задач.
– Ольга Николаевна, чего лично вы ждёте от издательств, от писателей? Какой книги не хватает вам как читателю?
– Новых изданий на белорусском языке, посвящённых истории и современности нашей страны, хотя в идеальном варианте хотелось бы видеть эти книги и на русском, и на белорусском. Наших переводчиков ожидает неимоверно большой фронт работы, потому что хочется, чтобы в продаже появилась и классика, и детская литература, и произведения современных авторов, как на языке-оригинале, так и на белорусском. Думаю, что не хватает детских книг по истории нашей страны, по изучению родного языка для совсем маленьких читателей.
В силу занятости у меня, как у мамы троих детей, времени на чтение остаётся не так уж много, хотя многое было освоено в годы учёбы на филологическом факультете Белорусского государственного университета. Поэтому сейчас больше внимания уделяю литературе современных писателей. Тем более что со многими из них в силу специфики своей работы я потенциально могу ещё встретиться. Конечно, дома читаем много детских книг, потому что привить детям любовь к книгам и привычку читать может только семья.
– Сегодня часто говорят о том, что главными читателями книг остались дети. Согласны с этим утверждением? В сфере своей деятельности насколько внимательно вы следите за детским книгоизданием?
– Конечно, детской литературе мы уделяем много внимания, хотя наш магазин – это всё-таки место для взрослых читателей. У покупателей сложилось определённое его восприятие, учитывая наше название. Однако за школьной литературой именно к нам многие приезжают из других районов города, да и не только из Минска. Ведь в «Академкниге» всегда можно получить квалифицированную консультацию по любой литературе или выбрать наиболее подходящее пособие. Проходят презентации, автограф-сессии, мастер-классы, старты продаж новых изданий. Взрастить нового, умного и эрудированного читателя можно через любовь к родной литературе.