Недавний арест в Риге Службой госбезопасности Латвии семи журналистов, работающих на российские СМИ, произошёл (как сказали в самой СГБ ЛР) по подозрению в нарушении санкций ЕС против России. В Уголовный закон Латвии успели загодя внести специальную статью (ст. 84 ч. 1 УЗ ЛР «Нарушение санкций ЕС против России»). То есть – всё «по закону». А как ещё в европейской стране?
Задержанные журналисты публиковались на порталах «БалтНьюс» и «Спутник», хоть они и не штатные сотрудники МИА «Россия сегодня». Просто честные люди. Гэбэшники Латвии кратки. Мол, в ходе следствия получена информация, давшая основания подозревать, «что имела место передача хозяйственных ресурсов лицу, против которого направлены санкции ЕС в связи с действиями, направленными на разрушение территориальной цельности, суверенитета и независимости Украины». Разобраться в этой казуистике непросто. Но чем туманнее – тем лучше.
Совершенно очевидно, что в Прибалтике последовательно и успешно проходит вытеснение русских не только из активной политической, но и из общественной деятельности. «Ставят на место», понятно, и журналистов.
Национальные СМИ вяло откликнулись на арест коллег по цеху. Вот типичный пример: «Задержаны и потом отпущены 7 человек в рамках уголовного дела за нарушение санкций ЕС против России». Никаких дискуссий, эмоций, по-балтийски сдержанно. Из-за иной реакции можно и самим пострадать. При этом населению такие вещи сейчас побоку: беспокоит, когда закончится пандемия. Дело не только в здоровье. Из статистики следует, что свыше 90 процентов клиентов банков не имеют денежных накоплений более чем на 3 месяца существования. А с работой плохо. Если ситуация не улучшится, к весне многих может ждать голод. И тут больше обсуждают письмо министра транспорта ЛР российскому коллеге с мольбой не сокращать транзит грузов через Латвию. Говорят и об истинных целях недавних учений НАТО в городской черте: тренировки были заточены не на противостояние «злобным русским», а на усмирение уличных волнений, голодных бунтов и этапирование куда надо.
Мои знакомые «титульной национальности» (чьи имена даже назвать опасаюсь) понимают это и, кто как может, бьют тревогу. Однако политические гастарбайтеры у власти из эмиграционной диаспоры крепки лишь в русофобии. Когда говорят, что Латвия ориентирована на ЕС, этому не надо верить до конца. Латвия – преданный сателлит исключительно США. И преследование русскоязычных журналистов – продолжение националистической и неонацистской идеологии на госуровне. После уничтожения русского образования, с чем, похоже, смирились (и не только в Латвии), стоит новая задача – окончательное избавление от всего русского и того, что с ним связано. Возникает вопрос: когда же с подачи властей РФ хоть как-то заработает комплексная программа действий в отношении русских соотечественников?