
Никита Брагин
Брагин Никита Юрьевич – поэт, эссеист, переводчик, автор одиннадцати сборников стихов, член Союза писателей России. Сторонник преемственности традиций и достижений русской культуры, начиная с её истоков, но включая и всё лучшее, созданное в ХХ веке. Главные темы стихов Никиты Брагина – Россия на скрещении путей, прошлое и будущее русской культуры, поэзия как единственный ответ векам и хаосу небытия.
Желание
	 Надышаться полынного духа,
	 захлебнуться полночной тоской,
	 зачерствевшего хлеба краюху
	 разломить загрубевшей рукой,
	 и воды, ключевой, заповедной,
	 задыхаясь, глотнуть из ведра,
	 и улечься под звёздною бездной
	 рядом с россыпью жаркой костра…
	 Запах дома в берёзовом дыме
	 засыпая, почувствовать вдруг,
	 и во сне повстречаться с родными,
	 и тот сон не забыть поутру.
Одиночество
	 Когда коснётся одиночество
	 изломом высохших ветвей
	 и отзовётся только отчество
	 из горькой памяти твоей,
	 тогда ты всё увидишь заново,
	 как в детском радужном стекле –
	 предутреннее, первозданное,
	 единственное на земле.
	 Увидишь, словно не утрачены
	 в десятках прошуршавших лет,
	 в быту и беготне горячечной,
	 в дыму дешёвых сигарет –
	 ни муравы прохлада дивная,
	 ни тёмных елей тишина,
	 ни восхищение наивное
	 смешной девчонкой у окна.
Волна
	 Так пригласительно послушна
	 и притягательна волна,
	 что принимается за сущность
	 самой стихии. Вот она
	 скользит, как ласковая кошка,
	 от щиколоток до колен,
	 и манит золотой дорожкой,
	 и ничего не ждёт взамен.
	 Прильнёт она и приголубит
	 и вновь откатится, шурша…
	 Как хорошо, что в тёмной глуби
	 спеленута её душа.
Конь Блед
	 Вдруг, безмерно, беззаконно,
	 безотчётно и сурово
	 разнесётся топот конный
	 и разбудит… Полвторого,
	 за окном темно и снежно,
	 под ребром лохмотья боли,
	 и летит душа кромешно,
	 словно ветер в чисто поле…
	 Но куда ты, конь мой бледный,
	 ночью судной, тенью смутной
	 перескакиваешь бездны
	 безответно, безрассудно?
	 Или видишь гневным оком
	 полыхание пожара,
	 или слышишь счёт порокам
	 на пиру у Валтасара?
	 Или чувствуешь родную,
	 отлетающую в небо,
	 где Сидящий одесную
	 ей подаст вина и хлеба?
	 Нет, ни то и ни другое –
	 это слово на ладони,
	 это солнце за рекою,
	 где в росе играют кони,
	 это – стелется травою,
	 недосказанное пряча,
	 это – рвётся ретивое,
	 то ли плясом, то ли плачем...
На краю
	 Я не скажу тебе о гибели,
	 уже стоящей у дверей,
	 я умолчу, что страхом выбелен
	 простор до северных морей,
	 и ввек не захочу опомниться
	 и зашататься, став на край
	 обрыва, где слепая конница
	 влетает в разорённый рай...
	 И если значит апокалипсис
	 не Откровение, но смерть,
	 я не хочу смотреть, как скалится
	 над нами костяная жердь!
	 Мы живы, и у счастья нашего
	 нет ни затворов, ни ворот,
	 но ни минуты дня вчерашнего
	 никто у нас не отберёт.
Московское Рождество
	 Однажды, не в силах развеять беду,
	 на старую улицу я побреду,
	 рыдая родными стихами,
	 и будет хрустеть под ногами хрусталь
	 случайной сосульки, и всхлипнет печаль,
	 в пещеру войдя за волхвами.
	 И будут шептаться с младенцем волы,
	 и ангелы встанут на кончик иглы,
	 и в бисере овцы возлягут,
	 и вырвется вздохом – прости, не могу,
	 и бусинкой спрячется в рыхлом снегу
	 слезы невесомая влага.
	 Уколы мороза, ожог мишуры,
	 блаженных и нищих ночные пиры
	 да звёзд одинокие крошки...
	 Москва, ты бела, словно лобная кость,
	 Москва, ты стихами прошита насквозь –
	 надёжной ахматовской стёжкой.
	 Ты примешь меня без объятий и слов,
	 ты скроешь неровные строчки следов
	 позёмкой, искристой и зыбкой,
	 и больше не надо ни ритмов, ни тем –
	 снежинка в ладони, в душе Вифлеем,
	 а в сердце – невинность улыбки.
Над покоем
	 По тихому лесу берёз и крестов
	 бродить одному без оглядки
	 и чувствовать запах могильных цветов,
	 прохладный и чуточку сладкий,
	 и слышать, как плачут осколки миров,
	 с тобой в резонанс попадая,
	 и видеть сквозь рдяный осенний покров,
	 что там – только клетка пустая,
	 что цепи истлели, а пепел остыл,
	 и певчая птичка взлетела,
	 и кружится возле темниц и светил
	 без памяти и без предела…
	 Ах, память моя, тонкий пульс родника,
	 биение алой аорты!
	 К тебе прикоснёшься, а ты глубока,
	 как море, покрывшее мёртвых,
	 и, глядя в тебя, начинаешь тонуть,
	 и в холоде смертного вздоха
	 на трещине льда обрывается путь,
	 в пучину уходит эпоха…
	 Былая Россия лежит в глубине,
	 сквозь сон безутешно рыдая,
	 и плач её стелется, оледенев,
	 как в поле позёмка седая.
	 Но видишь её все светлей и святей,
	 заветной и горестной горстью,
	 и четырёхзначные даты смертей
	 друг друга сменяют как вёрсты,
	 и хочешь проснуться, и жаждешь лететь
	 к лазури апрельских проталин,
	 а в сердце поёт колокольная медь,
	 и счастье растёт из печали!
	 То родина веет весенним листом,
	 вздыхает берёзовым дымом,
	 и душу твою осеняет крестом
	 воздушная персть Серафима.
Счастье
	 Счастье – это роща золотая
	 в краткий миг осеннего тепла.
	 Шелестит и тихо облетает
	 до зимы, до снега, догола.
	 Горе – это чёрное предзимье,
	 срубленные мёртвые стволы.
	 Горе – словно проклятое имя
	 в ежедневном шорохе молвы.
	 Но сквозь морок всех постылых истин,
	 сквозь холодный тлен могильных вод
	 видишь только золотые листья,
	 солнечного счастья хоровод.
Блаженный
	 Блаженный, а имя-то царское!
	 Надмирный – и плотски-земной!
	 А площадь блинами да чарками
	 прощается с долгой зимой.
	 А площадь шумит и не ведает
	 о грешных и грозных делах,
	 и путает казни с победами,
	 и власть уважает за страх.
	 Вослед за блинами-баранками
	 плывёт кумачовый пожар,
	 ракеты вползают за танками,
	 и бьёт по мозгам «Солнцедар».
	 Истошно грохочут динамики,
	 затрясся Васильевский спуск…
	 Вот-вот раскрошится керамика
	 на древний сиреневый куст.
	 А он, в пестрядинное рубище
	 до маковок самых одет,
	 всё так же взирает на гульбище,
	 на грешный и суетный свет.
	 Всё так же стоит он, юродивый,
	 превыше земного царя,
	 над кровью и памятью родины
	 златыми крестами горя.
Апокриф
	 Проходил селом богатым Спас, а с ним апостолы –
	 был в тот день великий праздник, колокольный звон.
	 Всё село тогда молилось, пели алконостами
	 литургийные стихиры, праздничный канон.
	 А когда накинул вечер покрывало мглистое,
	 все сельчане собирались у огней лампад,
	 и внимали благодати, и молились истово,
	 и горел закатным златом тихий листопад.
	 Но не слушал Спас молитвы, не стоял во храме Он,
	 а сидел в избушке старой на краю села,
	 где над маленьким ребёнком голубицей раненой
	 пела песенку сестрёнка, пела и звала...
	 И апостолы внимали, словно откровению,
	 и сложили в красный угол хлебы и гроши
	 догорающему слову, тающему пению,
	 незаученной молитве, голосу души.
Золотые шары
	 Золотые шары уходящего русского лета,
	 сколько помните вы о бревенчатых ветхих домах,
	 о земле огородов, о старых, как сказки, монетах,
	 о трубе самовара, об искрах, летящих впотьмах,
	 обо всём, что созрело и дышит вином и прохладой
	 и как будто бы шепчет в усталой сентябрьской листве –
	 не лети, не спеши, нам ещё почаёвничать надо
	 на привольной Угре, на неслышной и сонной Протве.
	 Я хочу говорить о тебе, остающейся рядом, –
	 даже в годы потерь, даже в чёрном ознобе разлук,
	 в перекрестья решёток согбенными кронами сада
	 ты шептала и пела, и теплился солнечный круг
	 на ладонях, на сердце, в мечте, в озарении, в слове –
	 золотым, настоящим, лучистым, как солнце, шаром,
	 светозарным поклоном, закатом в огне и любови,
	 и горючей слезой, и прощальным осенним костром.
Под сосной
	 Лежать под сосной в полыхании полдня,
	 наполниться светом, как маслом олива,
	 и слушать, как солнечно шепчутся волны,
	 и вспомнить себя, и очнуться счастливым.
	 Задаться вопросом – как выразить счастье,
	 в чём сущность его, где сокрыто начало,
	 и вскоре почувствовать – разум не властен,
	 а вещее сердце секрет умолчало.
                    