САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
ЛГ online

Кулаки или деревенские нэпманы?

13.04.2021
Кулаки или деревенские нэпманы? В год 100-летия НЭПа Анатолий ГОЛОВКИН напоминает о том, к чему привел тотальный отказ от частной собственности.

Писатели против Тотального диктанта

08.04.2021
Писатели против Тотального диктанта Секретариат СП России призвал не участвовать в «действе, не имеющем ничего общего с любовью к Родине».

Отнюдь не робкие грузины

02.04.2021
Отнюдь не робкие грузины Известного тележурналиста Владимира ПОЗНЕРА с громким скандалом прогнали из Грузии.
ЛГ плюс

В черном квадрате истории

12.04.2021
В черном квадрате истории Чем дольше проживает в Филадельфии Вера ЗУБАРЕВА, тем все более русским поэтом она становится.

Тени ангелов

05.04.2021
Тени ангелов Стихи Народного писателя Удмуртской Республики Вячеслава АР-СЕРГИ переведены на многие языки мира.

«Никакая она не стерва…»

03.04.2021
«Никакая она не стерва…» Все годы войны в Донбассе Александр САВЕНКОВ живет в родной Горловке. Это не могло не отразиться в его стихах.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Казанская рапсодия Бетховена

14.04.2021
Казанская рапсодия Бетховена Мария ЗАЛЕССКАЯ рассказывает о десятом Международном музыкальном фестивале «Рахлинские сезоны».

Книга о природе, человеке и человечности

10.04.2021
Книга о природе, человеке и человечности Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ размышляет о книге Павле КРЕНЁВА.

40 лет спустя… «Бельканто-гала»

07.04.2021
40 лет спустя… «Бельканто-гала» Людмила ЛАВРОВА рассказывает о премьере в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия ХВОРОСТОВСКОГО.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

«Мы уверены в торжестве справедливости…»

11.04.2021
«Мы уверены в торжестве справедливости…»

Русский ПЕН-Центр защищает от нападок Игоря ВОЛГИНА.

«Папик» от Зеленского

09.04.2021
«Папик» от Зеленского Платон БЕСЕДИН возмущен тем, что в России покажут украинский сериал.

Шароварник-перевертыш

04.04.2021
Шароварник-перевертыш Журналист и общественник Евгений ТИНЯНСКИЙ о бандеровце, неплохо устроившемся в Крыму.
  • Статьи
  • 2018 год
  • № 51 (6672) (19-12-2018)
  • Сальто-мортале

Сальто-мортале

Сальто-мортале

Литература / Интернет-бонус

Теги: Дарья Бондаренко , Сальто-мортале

Новый роман букеровского лауреата Ольги Славниковой «Прыжок в длину» (М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной) был опубликован в журнале «Знамя» в 2017 году, получил премию «Ясная Поляна» и вошел во всевозможные премиальные списки. На первый взгляд, роман как будто о подвиге ‒ профессиональный спортсмен спасает ребенка из-под колес автомобиля ценой утраты собственного будущего, а после трагедии вынужден растить его как отец, ежедневно сражаясь с внутренними демонами категории «а что, если бы не». История может показаться идиллически слащавой, однако, такого преступного упрощения автор не допускает. Легкоатлет, а ныне ампутант Олег Ведерников прыгнул не из-за мальчишки, он прыгнул ради прыжка: «на самом деле эта ликующая половинка секунды, когда всё окружающее словно застыло на весу, ‒ она и была целью». Роковая судьба наносит поражение в момент наивысшего расцвета таланта, пиковой точке полёта: «он шел с тренировки, прерванной, казалось, на самом интересном месте, и силовая паутина, его летательный орган, вдруг словно окрепла». Так проявляется философия романа – идея неизбежного фатума таланта, ответственности одаренного перед даром. Герой обязан был прыгнуть, вся его жизнь была ради единственного затяжного прыжка, а жизнь после ‒ ради воспоминания о нём.

Полёт ‒ основной критерий оценки в художественном мире Славниковой, где у каждого человека особый удельный вес. Одни «глыбистые», «густые», они методично выбивают жалкие инвалидные крохи в собесе, живут долго и не знают сомнений, другие ‒ пытаются летать. Людям с большим удельным весом просто необходимы «летучие», одаренные люди, они наполняют их воздухом, на короткий промежуток времени помогают преодолеть земное притяжение. Как правило, за взлётом неизбежно следует жесткая посадка, но ведь полёт всё-таки был, его не отменить, и секунда в небе равна целой тяжеловесной жизни человека «не-летучего».

Спасенный мальчик Женечка Караваев как раз из последних, с высокой плотностью существования. Все детали образа сигналят тревогу: он именуется только с применением издевательского суффикса «Женечкой» или «негодяйчиком»; на одежде множество крючков, зажимов, которыми можно зацепиться за жизнь, притянуть к себе желаемое; детское хобби – отрывать насекомым крылья и коллекционировать обескрыленные тельца. Главная миссия и награда негодяйчика – он сам. Самоценность крепко держит на безопасной земле, но и подняться в воздух не позволяет: «Плохо, если у человека есть талант; плохо вдвойне, если талант растет, замещает собой ординарные, простым питанием занятые ткани: вычти талант, и от человека останется огрызок, а то и вовсе дыра. А вот Женечка, из которого вычитать нечего, при любых обстоятельствах сохраняет полноценность». Люди-женечки посланы тем самым пресловутым роком, чтобы не допустить полёт, буквально оторвать крылья ‒ очень прямая, ничем не завуалированная метафора.

В описании Женечки художественное чутье автора то ли ослабевает, то ли намеренно популяризируется – образ окрашен только одной краской, как забор. В начале романа появляется мысль о том, что «монстрик» опасен, он затягивает в черную воронку своей жизни людей потенциально крылатых, и атлет-инвалид всего лишь один из многих пострадавших. По мере развития сюжета и подрастания героя амплитуда поражения увеличивается – от подающей надежды отличницы-одноклассницы, которая в результате соприкосновения с Караваевым теряет летучее будущее и становится кассиром в супермаркете, до финальной сцены с убийством и множеством покалеченных жизней. Спиральное развитие монстрообразности Женечки кажется утрированным и разочаровывающе предсказуемым в результате разбросанных по тексту маркеров опасности – то он возник как «диавол» под колесами машины, то кровожадно мечтает ободрать крокодила на новый плащ, при этом число жертв, которые упоминаются якобы мимоходом, исчисляется десятками. Возможно, одностороннее усиление создано специально для поддержки концепции, что перед нами не живой человека, но слуга рока, а может быть автору просто не удалось добавить жизни персонажу и он так и остался заготовленной схемой.

Зло в романе предельно понятно и не подразумевает разночтений, гораздо интереснее и тоньше дело обстоит с добром. Оно как бы есть и даже имеет несколько лиц, но при ближайшем рассмотрении все они оказываются фальшивыми. Возлюбленная главного героя одноногая активистка Кира кажется мечтательной дурочкой, которая искренне верует в идею Жизни За Один День, теорию маленьких шагов и восторженно раздает всем желающим рекомендации как победить любую ситуацию установкой на позитив. И автор нисколько не уверяет нас в обратном, просто нет ничего страшнее вспышек позитива у почерневших от горя людей. Бутафорское жизнелюбие – вопрос на злобу дня современного мира. Другое лицо добра с вопросительным знаком – бывший тренер Ведерникова дядя Саня, который не бросает подопечного после утраты спортивного будущего, но рьяно пытается встроить его в новый инвалидный социум. Только совершенно очевидно, хоть прямо и не говорится, что не личность инвалида интересует тренера, а собственная персона в роли спасателя ‒ мотив искаженного добра на иной лад. Таким образом, можно сделать предположение о том, что добро у Славниковой какое-то мутненькое, искусственное, с примесью ГМО, а вот зло, напротив, чистое и настоящее. Очень в духе времени и, по моему мнению, близко к действительности.

Стилистика романа отнюдь не воздушная, восприятию приходится с трудом продираться сквозь обильную метафоричность и густоту сравнений. В основном образы удались, но некоторые эксперименты вроде «носорот», «членистоногое тиканье часов» и «кисло-сладкая тётушка» стоило бы ампутировать без зазрения совести. Регулярно встречаются повторения, как будто в надежде на то, что каждые сто˗двести страниц читателя посещает амнезия. Излюбленные – «лицо как сырая печень» и «скрюченный в виде зета», очевидно, являются лексическими деликатесами. Сюжетные повороты пестрят сменой декораций – от великосветских Альп и бушующего Майдана до съемочной площадки ток-шоу. В составе персонажей и киллеры, и каталы, и привидения (как дань покоренному в прошлом жанру магического реализма), и звездные блогеры. Примечательно, что многие герои выписаны с тщательным вниманием, но по неизвестной причине эти линии внезапно обрываются, ничего не давая ни сюжету, ни идее. Недоразвитые эпизоды и метафорические излишества приводят к невольному выводу о том, что текст откровенно раздут до размеров романа так же, как стрекоза была увеличена до размеров собаки в первом творении Славниковой (1997). Гораздо свежее и ярче произведение засияло бы в небольшом объеме, но за рассказы, как известно, нынче премий не дают.

Дарья Бондаренко


Оценить:

Оценка: 7.31 - Голосов: 16

Яцек Войцеховский, 22.12.2018

Да, книжка жутко затянутая. Хотя отметил ее сразу, в журнале, но вторая часть - нечто невыносимое, назидательное,талдычащее об одном. На безрыбье потянет.
Да, книжка жутко затянутая. Хотя отметил ее сразу, в журнале, но вторая часть - нечто невыносимое, назидательное,талдычащее об одном. На безрыбье потянет.


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
14.04.2021

Гумилева вспомнят в ЦДЛ

В день 135-летия выдающегося поэта пройдет вечер его памяти.
14.04.2021

О современной поэзии и постмодернизме

Поэт и литературовед Леонид Быков рассказал о том, как отличить качественную литературу от подделки.
13.04.2021

На Смоленщине поставят памятник Рыленкову

Создан оргкомитет по увековечению памяти поэта, связанного с этим краем.
13.04.2021

«Филатов-фест» огласил лонг-лист

Более ста юных претендентов вошли в длинный список фестиваля молодой поэзии.
12.04.2021

Полету Гагарина – 60 лет!

12 апреля 1961 года состоялся первый в истории человечества полет в космос.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Игорь Юргенс

Опасный опыт Ново-Огарёва

Наше отношение к пережитым эпохам определяется не столько тем, были ли они благо...

Панорама
Владимир Березин

Актёрская старость

В прежние времена, в эпоху литературоцентрической цивилизации, недостижимым обра...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Быть войне?

Джозеф Байден всегда принимал деятельное участие в судьбе Украины. В администрац...

События и мнения
Макаров Анатолий

Урок Хармса

Как и многие мои либеральные сверстники, я считал основателя советского (есл...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Кто тут «убийца»?

Администрация Байдена, казалось, вернёт американскую дипломатию к приличиям посл...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда