Включила я тут на днях телевизор, пощёлкала программы – с экрана взглянул на меня юный Дима Харатьян, зазвучала песня на слова Алексея Дидурова. «Розыгрыш!» Посмотрю пару минут, решила я и присела возле телеэкрана. Но фильм Владимира Меньшова, что называется, «засосал» – вспомнилась длинная очередь за билетами в кинотеатр, своя собственная школа, страна, век…
Досмотрела фильм до конца и поймала себя на мысли: как всё изменилось! И дело не в том, что другой стала школьная форма, в классах появились компьютеры, а журналы теперь электронные. Изменились понятия: «чёрное» – «белое», «хорошо» – «плохо».
Вот герой Харатьяна Игорь Грушко сколачивает вокально-инструментальную группу, группа репетирует и… опаздывает на урок химии. Учитель химии – в исполнении Зиновия Гердта – распекает опоздавших: их лидера с издёвкой называет «профессором», каламбурит, что «музыканты» живут по принципу «делу – час, потехе – время», рисует на доске калошу, в которую «сажает» опоздавших. Герой, казавшийся остроумным сорок три года назад (фильм вышел в 1976 году), теперь воспринимается как авторитарный и нетолерантный.
Антипод главного героя – Олег Комаровский. Прагматичный и беспринципный, точно знающий не только, чего хочет в жизни, но что и в какой последовательности в ней должно произойти: пятёрка по математике, победа в олимпиаде, поступление в вуз, блестящая карьера. Воспринимавшийся как «отрицательный», в наши дни такой старшеклассник является эталонным (я заметила это на уроках по «Обломову»: положительным современные подростки считают исключительно Штольца).
Или вот учительница математики, классный руководитель наших героев. Одинокая, всю свою жизнь посвятившая школе, не увлекающаяся ничем, кроме своего предмета: если прежде такая воспринималась как героиня (портреты таких учителей красовались на досках почёта под лозунгом: «Ими гордится район»), то теперь она кажется синим чулком.
Современные учителя женского пола – дамы, «приятные во всех отношениях»: у них, как правило, есть семья, они посещают тренажёрный зал, имеют различные хобби – от вышивания до моржевания, зимой носят норковые шубы, летом отдыхают в Анталии или Италии, а в школу приезжают на собственном автомобиле.
А проблема зарабатывания денег? В фильме «Розыгрыш» учителя выговаривают девятиклассникам за то, что те – в качестве музыкантов – обслуживают свадьбы и – о, ужас! – берут за это деньги. «Тапёры на свадьбах!» – уничижительно называет своих учеников завуч. «И зачем вам деньги?» – хором вопрошают взрослые. В наши дни подобный вопрос рассмешил бы даже первоклассника.
А вот кульминация фильма: ученики девятого класса разыгрывают учительницу математики, заявляя, что она не предупреждала о контрольной. Ложь вскрывается, и учительница (героиня Евгении Ханаевой) ставит нескольким вызванным, в том числе Олегу Комаровскому, единицу в журнал. Единица помешает Олегу получить пять за четверть, а стало быть, поучаствовать в олимпиаде, на победу в которой он так рассчитывает, ведь это прямой путь в вуз.
В фильме педагог не хочет поступиться принципами и кол в журнале таки ставит. Сегодня на такую принципиальную учительницу обиделся бы не только ученик, получивший единицу, а вся администрация школы во главе с директором. Как, из-за какой-то нравственной, то есть пустячной, проблемы ученик не сможет участвовать в олимпиаде, а значит, школа недополучит свои баллы, рейтинги et cetera? Героиня 1976 года на наших глазах, как Золушка в полночь, превращается в «лохушку» 2019 года.
И уж действительно смешна техническая оснащённость школы: от возможности из кабинета завуча связаться с уборщицей до нынешних интерактивных досок, способных перенести класс в любое место и любое время, – дистанция огромного размера.
Не хочется – в конце – выводить «мораль». Лично мне ясно: в чём-то нынешняя школа рванула вперёд, в чём-то – безнадёжно отстала.
Ах, «если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…»! Ах, если бы к технической мощи и прагматизму современной школы приставить принципиальность и романтизм школы советской!
Или и впрямь, как говорил Маленькому принцу Лис, «нет в мире совершенства»?