Бывают такие семьи, где чтение – изначальная большая любовь. В таких семьях ребёнок ощущает эту любовь и принимает её.
Именно так вышло у великого русского актёра Ивана Сергеевича Бортника, чей отец работал заместителем главного редактора Гослитиздата. Сергей Бортник не только присутствовал на знаменитом диспуте между Маяковским и Есениным, но и был лично знаком с многими классиками русской литературы, в том числе с Пастернаком и Ахматовой. Сам Иван Бортник был одним из ближайших друзей ещё одного поэта, чьи строки ушли в народ, да так там и остались, – Владимира Высоцкого. А уж разбирался в литературе Иван Сергеевич покруче некоторых маститых литераторов и критиков. Поэтому неудивительно и даже символично, что выставка «Ах, милый Ваня, я гуляю по Парижу…», посвящённая дружбе и творчеству двух этих артистов, открылась не где-нибудь, а в музее великого русского поэта Сергея Есенина, точнее, в «Есенин-центре», расположенном в переулке Чернышевского.
В день открытия там было не протолкнуться. Как верно заметил куратор выставки, её идейный вдохновитель, художественный руководитель есенинского музея Влад Маленко: «Столько людей «Есенин-центр» ещё не видел. Сегодня здесь той самой «Таганки» гораздо больше, чем на самой Таганке».
Маленко, кстати, сам выходец с Таганки, неспроста патронирует эту экспозицию – он был дружен с Бортником более 20 лет. В этом году Ивану Сергеевичу исполнилось бы 80, но он, увы, в январе покинул нас, не дожив всего трёх с половиной месяцев до своего юбилея. И уже весной возникла идея создать выставку, посвящённую двум прославленным артистам – Бортнику и Высоцкому. Именно Бортнику Владимир Семёнович посвятил свою знаменитую песню «Ах, милый Ваня, я гуляю по Парижу…». В столице Франции, к слову, они побывали вместе во время гастролей Театра на Таганке. Потом Бортник рассказывал, что они с Высоцким вели там исключительно ночной образ жизни. И вот тема дружбы, которой расстояния не помеха, и стала лейтмотивом выставки. На ней представлены оригиналы писем Высоцкого Бортнику из Испании, Франции, Мексики, прочитав которые буквально чувствуешь тепло, которым были наполнены взаимоотношения этих двух людей. И водка, которую некоторые так упорно ставят в основу дружбы между Бортником и Высоцким, тут абсолютно ни при чём. Чушь невежд, да и только.
Помимо писем и автографов Высоцкого на выставке представлены редкие и даже уникальные фото из архива Бортника, относящиеся и к его личной жизни, и к творчеству в театре и кино. Многие помнят его как Промокашку из «Места встречи изменить нельзя», хотя Бортник был без преувеличения актёром гениальным. Это признавали все его современники. Недаром Смоктуновский говорил Эфросу, назначенному в Театр на Таганке во время эмиграции Любимова: «Вы приходите в театр, где служит великий русский артист – Иван Бортник». Были, конечно, и другие роли в кино: «Родня», «Иван да Марья», «Антикиллер». Но самой своей любимой киноработой Иван Сергеевич называл фильм «Зеркало для героя», снятый Хотиненко.
Театральные и кинороли Бортника отражены в фотографиях, программках, афишах, которые представлены в экспозиции. Настоящее сокровище выставки – автограф стихотворения Анны Ахматовой. Его поэтесса подарила отцу Ивана Бортника.
Атмосфера здесь очень напоминает Театр на Таганке ещё того, любимовского периода, с молодыми Золотухиным, Губенко, Славиной, Желдиным, Филатовым, Дыховичным и, собственно, героями экспозиции. За эту магию, безусловно, нужно благодарить художника выставки Сергея Попова. Благодаря его мастерству обычное музейное пространство пропиталось духом другого времени, другой эпохи, но настолько яркой, что ей нельзя не верить.
Владимир Вяхирь
Выставка будет работать до 27 января. Адрес: переулок Чернышевского, 4, строение 2, «Есенин-центр».