Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 декабря 2021 г.
  4. № 51 (6814) (22.12.2021)
Литература

Уходит прочь забвенье снегопада

22 декабря 2021

Где скрываются ключи к тайнам своеобразия стихотворных строк Андрея Новикова? Они – во всём: в специфике мировидения, в многослойности лирических сюжетов, в смелой, доходящей до изощрённости образности. Поэт по-своему видит и осознаёт окружающую его (и нас) действительность, явленную во всевозможных предметах, коллизиях и мерах, отражающих в прочном сплетении реальное, сиюминутное, осязаемое и – надмирное, глубинное, нематериальное. Неспешная философичность представлений о прошлом и настоящем, питаемая большим жизненным опытом, когда ищешь высшее предназначение во всём, даже в самом малом – в капле, в песчинке, в стрелках часов, – позволяет именно утверждать, но не поучать или заставлять принимать сказанное как истину в последней инстанции.

Стихам Андрея Новикова присуща парадоксальная черта: каждое (!) из них имеет заглавие – не аморфное, по первым строкам, а чёткое и сгущённое до символа, например «Космос», «Снег», «Мирозданье», «Огонь», «Счастье», «Чудо», «Миг»… Может показаться, что таким образом читательскому восприятию задаётся заранее предопределённое направление с ограниченной строгими смысловыми рамками амплитудой. Однако для него всякий поэтический концепт – всего лишь точка отсчёта, которая открывает простор самобытному воплощению мыслей и настроений. Рацио и эмоцио в его стихотворениях притягивают фатально неразрывным единством; перетекая друг в друга, они создают широкую шкалу утончённых психологических нюансов. Композиционно же все лирические откровения сливаются в величаво текущий внутренний монолог, где они сменяются, подобно катящимся одна за одной волнам, а вспышки прозрений сознания окружены спокойной мягкой аурой. В микрокосме поэта соединяются устойчивые символические отражения явлений и подвижный летучий импрессионизм словесной кисти. Порой он сталкивает друг с другом канон и эпатаж, чем приобщает читателя к сотворчеству и даже к спору с ним.

Философское зерно многих стихотворений Андрея Новикова сразу постичь сложно. С одной стороны, они сотканы из знакомых, легко узнаваемых слов, поставленных в лучшем порядке; с другой – эта формальная простота обманчива. Лексический материал из разных стилистических сфер – приземлённый и книжный – отливается в изысканно-причудливые строфы, и в результате в словах проступает их первозданная семантическая глубина; возникающая следом контекстуальная ассоциативность усиливается яркими культурологическими вкраплениями – аллюзийными отсылками к Библии, античной мифологии, славянскому язычеству, древней и средневековой истории.

Темпераментный (и абсолютно не крикливый) разброс порывов воплощается в характерной стилистике – стилистике сомнений, сумрачности, холода, усталости, сквозь которую, словно солнечные лучи из-за тяжёлых чёрных туч, уверенно проглядывают вестники радости – любовь, рассвет, весна, струящаяся звёздная река, тёплый дождик на заре… И, конечно, Россия – «пядь сухой златоглавой земли…».

Лирика Андрея Новикова наполнена выразительными метафорами и сравнениями, персонификациями и эпитетами, нередко достигающими подлинного живописного изящества. В поэтике он делает упор на деталь – выпуклую, (кра)сочную, уплотнённую, создающую многомерный и свежий образ, который актуализируется исключительно в данном содержательно-экспрессивном контексте, высвечивая конкретную истину.

Пожалуй, все лирико-философские векторы в конечном счёте сходятся у него в общей точке – в перекрестье высших стремлений личности, творящей, но не окончательно и уж тем более сухо формулирующей свой взгляд на мир, и бесконечного таинства бытия – земного и космического, то ей противостоящего, то её поддерживающего.

Александр Бойников, член Союза писателей России, г. Тверь


Андрей Новиков

Родился в 1961 году в с. Алабузино Тверской области. Окончил Литературный институт им. А.М. Горького (семинар В. Кострова). 25 лет работал журналистом. Первая серьёзная публикация – в журнале «Подъём» в 1984 году. Первая книга вышла в 1988 году. Публиковался в «ЛГ», «Московском комсомольце», «Слове», в журналах «Сибирские огни», «Сура», «Байкал», «Симбирскъ», «Александръ», «Молодая гвардия», «Литературная учёба», «Артикль» (Израиль), «Сова» (США) и других; в альманахах: «Поэзия», «День поэзии», «Паровозъ», «Тверской бульвар-25», «Академия поэзии», «Связь времён» (США). Автор 6 книг. Лауреат нескольких литературных премий.


 

 

Сумерки

Бесславно темнеет. Струя молока

Поёт монотонно в ведре

На цинковом блике, мелеет река,

Сужается свет. В сентябре

Идёт межевание в небе, гряда,

Чернея, идёт за грядой.

На землю упала гнилая вода,

А чистая стала бедой.

Хозяин стреляет ворон от тоски,

Хозяйка другим занята:

Корове тяжёлые мажет соски

Густым вазелином, а та

Таращит наполненный влагою глаз,

В котором колеблется двор,

Скамья деревянная, вёдра и таз,

В колоду вонзённый топор.

Смеркается, в лампу налит керосин,

Гудит в отдаленье баржа.

Знамением поп осенил апельсин

И съел. Гром не грянул, а жаль.

Хозяин, по полю отмерив версту,

С колена, не целясь, как есть,

Последний патрон разряжает в звезду,

Взошедшую в небе, как весть.

 

Яблоко

Снова глупо, вопреки рассудку,

Не туда повесили звезду,

Спрятавшийся в телефонной будке,

Ночи круг печалью обведу.

Быть собой, пусть увеличит в сумме

Искаженья предрассветный час,

Слушая оцепеневший зуммер,

Проходящий глухо через нас.

 

Над балконом дома из панелей –

Млечный Путь из неразрывных уз.

В городском саду юнцы пьянели,

Надрывался в аромате гнус.

 

И свисало яблоко планетой,

И упасть грозило на траву,

В это разъярившееся лето,

В этот мир, где я ещё живу.

 

Клерк

Предзимье и случайный фейерверк,

Что молодость устроила со смехом,

В подъезд заходит равнодушный клерк,

Блестя под фонарями рыбьим мехом.

Скрывает дождь его, и листобой,

И людоедства домового шнеки,

Судьба под водосточною трубой

Следы его оставила навеки.

Контакт с семьёй – почти гремучий газ,

Тактильный мир в калейдоскопе кухни,

Где чайника ошпаренный маразм

С картошкой отварной и салом вкупе.

Метаморфозы дня стоят горбом,

Пороком, в нерешенье сиротливом,

Целует, ударяясь в щёку лбом,

Холодный ящик с колбасой и пивом.

Зевает, и течёт песок в часах,

Неумолим средь радостей и стрессов.

Но грезит он, что времени ясак

Получит от согласия с прогрессом.

 

Мир разноголосый

Уходит прочь забвенье снегопада,

Глядит вокруг, как погибает ночь,

И падает, куда бы ей не падать.

И на рассвете исчезает прочь.

Туда где флейты воздевают сосны,

Родник играет под прозрачным льдом,

Туда, где птичий мир разноголосый

В природе обретает общий дом.

Там первый луч напоминает буер,

Порой минута замещает час…

К чему это затишье перед бурей

И вестник счастья прямо у плеча?

 

Семь слоников

Верни мне детство просто и не жалко

И с улицы зови скорей домой,

Там есть ковёр, где озеро с русалкой,

Семь слоников гуляют на трюмо.

Не Ганнибал на них штурмует Альпы

На отрывном календаре. Упрям,

Внезапный луч с теней снимает скальпы.

Белее снега вата между рам.

 

С румынским гарнитуром, нелюдимо

Живёт в ажурной клетке попугай.

Там раковина с побережья Крыма,

И перламутр её не отвергай.

 

Родные там живут необъяснимо,

Их нет давно, фотоальбом закрыт.

И в запахе простом валокордина,

Эпоха заклеймит мещанский быт.

 

Мелодия

Мелодия? Что это было

У лета жаркого внутри?

Под шорох чёрного винила,

Где оборота тридцать три.

 

Уйдя в покой полуподвала

Через открытое окно,

Она ещё негодовала

И колдовала заодно.

 

Так ностальгия снова, снова

Заполнит страстно естество.

Как будто выковал подкову

На счастье или торжество.

 

Как дым витой, где тени робки,

Танцуют страстно по стене,

Она живёт в простой коробке,

У радиолы в глубине.

Цветок зелёный

Жизнь устаёт печали мерить

И толковать приметы в путь,

Туда, где створчатые двери

Успеют времена сомкнуть.

Запомни, в этот век железный,

Пока ещё ты молодой,

Дни вытекают бесполезно

Из крана жёсткою водой.

Где распадаются в пределах,

Уходят в наважденье прочь,

Тобой и вечностью без дела

Читаемые день и ночь.

Пусть Млечный Путь нависнет кроной

Над миром, что ужасно прост,

Где в вечности уединённой

Цветок зелёный и погост.

 

Вертеп

Загорелась морозно и слепо

Неживая звезда над виском.

В Рождество я стоял у вертепа

и беззвучно молился тайком.

 

Мне казалось, что всё будет после,

Даже чудо случится без слов.

Охрой выкрашен гипсовый ослик

И тряпичные куклы волхвов.

 

Неживые еловые лапы

В обрамлении были строги,

И над всем, как немые этапы,

Лишь сияли дары из фольги.

 

Только дух ароматного масла

Воспарил над сухою травой –

Светлой радостью полные ясли,

И ребёнок, весёлый, живой.

 

Как теперь осознать воскресенье,

Вознесенье за сменою мук?

И чреватым казалось спасенье,

Разрушая чертоги вокруг.

 

Власть дрожала уже без сентенций,

Вот и Ирод полез на рожон –

Целлулоидных резать младенцев

Перочинным дешёвым ножом.

 

На какой остановимся плате

Богоборческий меряя срок?

Открывайся мне, тайна печати,

Кокон свой покидай, мотылёк!

 

Поздравляем Андрея Вячеславовича Новикова с 60-летием! Здоровья, счастья, всевозможных успехов!


 

Тэги: Поэзия
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Я знаком с той дончанкой…

    12.09.2024
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
  • Век не прожит, а вечное гложет

    440 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS