Небольшие по объёму стихи бесконечно велики по смыслу. В одном четверостишии автору удаётся выразить многое.
Не дай мне, Бог, всего лишь трёх вещей:
Кошмара пережить своих детей,
Отравы – возжелать дешёвой славы,
И – усомниться в сущности Твоей.
Ёмкие поэтические образы, не требующие никаких объяснений, позволяют уместить всю глубину мысли в нескольких простых словах. Подчас язык употребляется разговорный, но главное – всегда внятный. Поэзия Крыловой не перегружена метафорами, даже можно назвать её аскетичной – так экономно и только по мере художественной необходимости пользуется автор образными средствами. А лаконичность делает некоторые стихотворения практически афоризмами.
Мир многохрамен...
с бесстрастностью Будды,
с жертвенностью Христа...
Сквозное настроение книги – отчаянное жизнелюбие. Трепетная любовь к жизни, несмотря на отчаяние, то и дело охватывающее лирическую героиню. Умение радоваться каждому дню, несмотря ни на что. Непоколебимая уверенность в том, что всё поправимо, что плохое всегда восполняется хорошим, что рано или поздно «радость вытеснит боль из души – как рассвет вытесняет тьму».
Темы же, затронутые в сборнике, вечны, как сама поэзия: любовь, быстротечность жизни, родина и природа. Обо всём – кратко, вдохновенно и светло.
Надо отметить и социальное звучание поэтики Светланы Крыловой. Автору удалось без всякой публицистичности, исключительно силой художественности создать образ народной России, влачащей нищенскую жизнь.
Старая женщина остановила,
Свой приоткрыла пакет:
«Хлеба купила. А боле – не силю.
Сыра там али конхвет...»
Я кошелёк достаю, но – с укором:
«Милая, я не затем.
Рази помру? Вон и пензия скоро...
Мне бы пожалиться с кем.
Я при Союзе работала швéей.
Нынче – конхфетку бы в рот...
Хлеб дорожает, жизнь – дешевеет...
Надо бы – наоборот».
Засеменила, обходит канавки...
Тяжко: тут – лужа, тут – лёд...
Это Россия из булочной лавки
Прямо на небо идёт.
(«Санкции»)
Особое место в лирике Крыловой занимают стихи о вере в Бога. Это философские размышления о Творце и Его творении, о бессмертии души. И конечно, искренние молитвы, заключённые в стихотворную форму. Образы храма, лампады, обращение к православным святым очень близки любому русскому человеку, а потому просто не могут не трогать.
В целом книга оставляет ощущение равновесия, способное установиться в душе после дружеской беседы с гармоничной личностью… Да, пожалуй, гармония – главное свойство нового сборника Светланы Крыловой. Недаром именно в ней автор видит основное предназначение поэта:
Поэт обязан жить в гармонии с собой
И не творить в часы, когда в душе – разруха,
Чтобы нести не хаос, но – покой,
Врачующую музыку для слуха.
И непременное условие создания гармонии, не благостной, а трудной, выстраданной – чувство сострадания, сердечность, без которых подлинное искусство невозможно.
Примеряю чужую беду – на себя.
Примеряю чужую судьбу – на себя.
Словно платье чужое – фасон и размер...
Словно нет у меня своих собственных дел.
И болит – как живое – ушедшее вдаль:
Униженье чужое, чужая печаль...
Так причастна душа, зная общий родник –
Божий замысел. Каждый – его проводник.
Валерия ГАЛКИНА