У известного артиста – гастрольный тур. Перед концертом в Новосибирске Дятлов ответил на вопросы «ЛГ».
– На чём основан контакт артиста и публики сегодня?
– На правде. На вере. Если слушатель верит исполнителю – значит, всё получается. Не верит – ничего не получается. Важно подключить к себе слушателя, создать мостик, по которому будут ходить чувства слушателя и исполнителя. Такой обмен – самое важное. Всё основано на обмене, на передаче, на объединении, на выборе той правды, которую принимает слушатель в исполнителе, и на основе этой правды начинается объединение чувств. Как только объединение складывается, твоё чувство усиливается и придаёт тебе сил жить дальше.
– Артист – тот, кто собирает залы, или тот, кто пробивает свою дорогу в искусстве?
– Здесь обоюдоострая история. И тот, кто собирает залы, бывает не артистом, и тот, кто пробивает свою дорогу в искусстве, бывает не артистом. Иногда случается так, что пробивает-пробивает, а только голову разбивает и ноги ломает. Нет тайной формулы артистизма, формулы творчества.
– Что сложнее: добиться успеха или сохранять его?
– Тому, кто добивается успеха, не до сохранения его. А кто собрался его сохранять, тот уже забыл, как сложно его добиваться.
– Как ухаживаете за голосом?
– Чтобы ухаживать за голосом, нужно быть спокойным и психически здоровым. Всё остальное уже следствие. Если тебя кто-то или что-то разнервирует – уже не до песен, и тогда голос работать не будет. А если ты спокойный, крепкий, психологически уравновешенный и у тебя там что-то хрипит, не совсем в кондиции, но ты выходишь, распеваешься, раскручиваешься, разогреваешься –и всё получается. Поэтому первостепенной я считаю психику.
– Расскажите об опыте сотрудничества с известным питерским режиссёром Эренбургом, поставившим в МХТ спектакль по роману Достоевского «Преступление и наказание».
– Замечательный опыт, потому что Лев Эренбург –талантливый режиссёр, ученик Товстоногова, со своим взглядом на мир, на жизнь, на человека, на проблематику, которая существует между людьми в вопросах «что такое добро?», «что такое зло?», «кто мы в этом мире?», «куда мы идём?». Все эти вопросы Эренбург ставит и перед нами как перед актёрами. Мне нравится его творческий метод, как он его называет – этюдный: мы можем, взяв пьесу, начать проигрывать жизнь героев и персонажей, которые не очерчены драматургическими и сюжетными рамками. Начинаем делать этюды, разрабатывать наших героев, разрабатывать их мотивацию, рассматривать человека под разными углами. Мне действительно понравилось это в его работе, когда мы ставили сцену из романа Достоевского «Преступление и наказание».
– В 2015 и 2016 годах вы блистали в проекте Первого канала «Точь-в-точь». Чьи образы вам дороже – Высоцкого, Караченцова, Челентано?
– Все они сами по себе вершины, личности, которые остались в истории музыкальной культуры мира и страны, поэтому для меня они все дороги, важны. И, прикасаясь к ним, я старался быть максимально аккуратным, осторожным и бережным. Эти герои и для меня самого были очень нужными. Когда погружаешься в образ, ты, естественно, не входишь в драматургию человеческой жизни, а включаешься в песню, которую автор либо сам сочинил, либо исполнил. За авторским исполнением всегда стоит судьба, она сквозит через песню. И когда ты берёшься за исполнение в этом образе, то буквально всем своим существом чувствуешь, как в тебя она вонзается, пронизывает, и ты, наполненный этими ощущениями, выходишь на площадку. Глубочайшие переживания. Для меня это было очень важно.
– В сериале «Есенин» вы сыграли Маяковского. Чем вам близок этот поэт? Как эта роль повлияла на вашу судьбу?
–Владимир Владимирович очень сложный персонаж. К сожалению, в сериале он появляется как фигура эпизодическая, которая призвана по замыслу быть оппонентом главного героя – Сергея Есенина. И в борьбе с этим оппонентом мы видим Есенина ещё в одной роли – борца, победителя. На самом деле, как мне кажется, Владимир Маяковский заслуживает пристального внимания, потому что он – человек-эпоха, закончивший свою жизнь трагически. Его жизнь – это его собственный выбор, выбор поэта. Даже стилистически слышно, насколько он был узнаваем. Маяковский для меня всегда стоит особняком от остальных поэтов. Трагичный, глубокий, очень нервный, остро реагирующий и сгоревший. Мне кажется, что о нём ещё до конца не сказано. Я читал Маяковского в театральном институте на отчётных концертах, мне посчастливилось сыграть его.
– Вы исполняли роль Шервинского из «Белой гвардии» в театре и кино. Чем отличались её трактовки?
– Театр, музыка, кино – разные направления. Они все интересны. Находясь в объективе камеры на съёмочной площадке, испытываешь абсолютно иные впечатления, нежели когда стоишь перед зрительным залом. Совершенно разные процессы. Хотя, казалось бы, об одном и том же – играл я Шервинского перед камерой или Шервинского на сцене в спектакле. В творческом процессе ты делаешь для себя маленькие открытия, ты по-разному представляешь образ персонажа. Ещё многое зависит от того, кто выступает с тобой, – будет это Ксения Раппопорт или Екатерина Унтилова. Разные голоса, разные интонации. Пропуская это через себя, ты будто находишься в совершенно другой реальности.
– Кто из исполнителей романсов вам ближе – Погудин, Малинин, Десятников, Хворостовский?
– Если мы имеем в виду Леонида Десятникова, то это композитор, который сотрудничает с выдающимися российскими театральными и кинорежиссёрами. Маэстро Десятников пишет оперы для детей, вокально-хоровые сочинения, музыку для оркестра и фортепиано. Могут возникать и романсы, но он их не исполняет. Хворостовский – классический певец, который исполнял известнейшие оперные партии, участвовал в величайших постановках, романсы он пел постольку-поскольку. Вот Олег Погудин жёстко ориентирован на романсовый репертуар, это его основное направление. А у Александра Малинина более широкий спектр. Романсы он «подаёт» в ряду остальных его программ. Те произведения, которые он исполняет, мне нравятся. Хворостовский пел романсы очень классически, я люблю более камерное исполнение, ближе к актёрскому. При этом романс предполагает, конечно, владение голосом, который бы передавал всю лирико-драматичность содержания романсовых произведений. Поэтому каждый из этих исполнителей по-своему уникален, недаром они все избраны публикой и у всех них есть горячие почитатели.
– Слушаете ли вы новых кумиров – Монеточку, Моргенштерна, Нилетто?
– «Слушаете» – громко сказано! Но все они могут влететь в твои уши даже из салона соседнего автомобиля или из телевизора. Хотел бы я слушать это? Не очень, но бывает, что слушаю (смеётся).
– Удаётся ли знакомиться с книжными новинками?
– У меня очень много книг, меня вообще можно назвать «мальчиком из библиотеки», потому что я рано научился читать. Моя мама –преподаватель, она с утра до вечера работала. Жили мы в общежитии при училище, в котором она преподавала. Там на первом этаже находилась библиотека. Много времени я в детстве провёл среди книжных полок. Потом, конечно, начался двор, мальчишки, но такой этап был. Любовь к книгам осталась, и я пользуюсь любым моментом для чтения. Накопилось много книг, которые просто необходимо прочесть. В данный момент читаю «Чёрного лебедя» Нассима Талеба. Удивительным образом осталась непрочитанной книга «Атлант расправил плечи».
– Вы поёте песни Визбора, Окуджавы. Чем примечательна авторская песня сегодня?
– Тем же, чем и раньше. Сейчас просто другое время, другие скорости и приоритеты, другие вкусы и интересы, но авторская песня по-прежнему наполнена миром автора – его переживаниями, чувствами, эмоциями. Все они остаются человеческими, невзирая на время, если честно написаны и честно исполнены. Поэтому и Высоцкий, и Визбор, и Окуджава для меня остаются живыми, трепещущими, важными и актуальными.
– Вы не только исполняете, но порой и сами пишете песни. Насколько легко их сочинять? Что вас подталкивает к этому?
– Когда погружаешься в мир музыки, появляется больше и больше звуков, слов, впечатлений, которые можно передать через музыкальное проявление, – это и является причиной. Ты вдруг начинаешь в себе что-то слышать, в тебе возникает непривычное ощущение, и ты не можешь от него избавиться, пока не сядешь и хотя бы на инструменте это не исполнишь. А вот чтобы быть композитором, например, нужно жертвовать очень многим, не растворяться и не распыляться в действительности, а сконцентрироваться и почувствовать в себе эту миссию, почувствовать, что ты не можешь не отдать этому своё время, своё внимание, свою жизнь.
– Что ведёт вас по жизни – мажор или минор?
– Многие считают моё творчество и в целом отношение к жизни довольно позитивным. Когда я исполняю, например, рок-музыку, у меня какие-то одни центры в мозгу возбуждаются, и сам факт этого возбуждения даёт вдохновение, взрыв внутри. Никогда не оцениваю, плохо это или хорошо. Если ты включаешься в процесс на полную катушку и летишь какое-то время на этом ощущении, ты внутри себя чувствуешь упоение. Как только ты поймал его волну – значит, будет всё хорошо. Я не сторонник сознательного и целенаправленного позитива. Мне кажется, это неправильно, потому что, оказавшись перед негативной ситуацией, у тебя нет ресурса ей отвечать. Должен быть запас прочности, он лежит в осознании мира как такового. Мир тебе ничем не обязан, и ты черпаешь силу из его познания и его законов. Нужно не вешать нос, а вникать в ситуацию и понимать, как ещё бывает в этом мире. Всё происходящее необходимо воспринимать, словно какой-то вопрос пространства к тебе. И твоё право – ответить на это раздражение так или иначе. Ты можешь где-то пролететь, где-то упасть, но любой исход должен давать тебе силу. Ведь это жизнь.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Дятлов Евгений Валерьевич – актёр театра и кино, певец, музыкант, телеведущий. Родился 2 марта 1963 года в Хабаровске. В 1990 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии имени Н.К. Черкасова. Во время учёбы стажировался в Театральном центре им. Юджина О`Нила (Eugene O`Niel Theater Center, США). Участвовал в телевизионных шоу Первого канала: «Король ринга», «Две звезды – 2», «Точь-в-точь», а также в передачах «Романтика романса» на телеканале «Культура», в концертах памяти А. Петрова, Ю. Саульского, Ю. Визбора, А. Бабаджаняна, М. Таривердиева. Евгений Дятлов выступает на лучших концертных площадках: в БКЗ «Октябрьский» (Санкт-Петербург), Концертном зале им. П.И. Чайковского, Московском международном Доме музыки, Театре эстрады. Певец выбирает «честную» музыку, проверенную временем: русский старинный и городской романс, русские, украинские, цыганские народные песни, песни из кинофильмов, ретро-танго, песни 1930–1940-х и военных лет. Снимался в фильмах «Агент национальной безопасности», «Охота на Золушку», «Копейка», «Есенин», «Белая гвардия», «Жизнь и судьба», «Чкалов», «Батальонъ», «Тобол», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», «Золото» и многих других. Заслуженный артист России.