115 лет назад в Варшаве был издан первый том удивительной книги Валентина Мошкова – генерала российской царской армии, выпускника Михайловского артиллерийского училища в Петербурге, действительного члена Русского географического общества. Речь идёт о двухтомном фундаментальном исследовании под замысловатым названием «Новая теория происхождения человека и его вырождения, составленная по данным зоологии, геологии, археологии, антропологии, этнографии, истории и статистики» (Т. 1. Происхождение человека. – Варшава, 1907; Т. 2. Механика вырождений. 1912 год – начало «железного века». – Варшава, 1910). В нём автор не только сформулировал любопытную гипотезу о развитии человечества, но и с поразительной точностью предсказал многие события в истории России…
О Валентине Александровиче Мошкове, которого порой называют русским Нострадамусом, известно сравнительно немного. Родился в 1852 году, родом он из дворян Костромской губернии. По окончании Второй Петербургской военной гимназии поступил на службу юнкером во Второе военное Константиновское училище. 24 августа 1868 года был переведён в Михайловское артиллерийское училище, произведён в подпоручики и зачислен для продолжения службы в 37-ю полевую артиллерийскую бригаду. На службе, как отмечали, проявлял «усердие и большой интерес». В 1873-м Мошкова прикомандировали к Санкт-Петербургской крепостной артиллерии – слушать лекции в Императорском Горном институте – и произвели в штабс-капитаны. Впоследствии будущий учёный участвовал в Русско-турецкой войне, был награждён орденами. Сменив несколько мест службы и оказавшись в итоге в Варшаве, Мошков дослужился до чина генерал-майора. В 1913 году подал прошение об отставке «по домашним обстоятельствам» и стал членом-корреспондентом Императорского Русского географического общества, собирателем этнографических предметных и иллюстративных коллекций, хранящихся ныне в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН в Санкт-Петербурге.
Впрочем, спокойно жить и писать книги на пенсии в России ему не пришлось – грянула революция. Мошков вместе с дочерью Зинаидой был вынужден бежать в Болгарию. Его варшавская квартира, где хранились ценные экспонаты, была разграблена, польские злоумышленники похитили золотую медаль географического общества и более 600 фольклорных записей. Умер Валентин Александрович в 1922 году в Софии в доме для престарелых абсолютно безвестным. Похоронен на Центральном Софийском кладбище.
Исторические циклы
Согласно теории Мошкова, все государства и общества, от самых больших до самых малых, совершают «непрерывный ряд оборотов», которые он называл «историческими циклами». Каждый цикл без исключения у всех народов длится ровно четыре столетия. «Получается такое впечатление, – писал Мошков, – что через каждые 400 лет своей истории народ возвращается к тому же, с чего начал. Цикл – это год истории».
В своей книге эти циклы автор называет соответственно золотым, серебряным, медным и железным. Каждый делится на две равные половины – по 200 лет каждая: первая – восходящая, вторая – нисходящая. В первой половине цикла «государство растёт и крепнет и ровно в конце 200-го года достигает максимума своего благополучия, а потому этот год можно назвать «вершиной подъёма». Во второй половине «оно клонится к упадку, пока не достигнет в конце цикла вершины упадка».
Затем начинается первая восходящая половина нового 4-векового цикла. Каждая из половин цикла, состоящая из 200 лет, в свою очередь, делится на два века, отличающихся «своим характером», а каждый век – на два полувека (50 лет). Первая половина каждого века означает упадок, а вторая – подъём, за исключением последнего (четвёртого) века, представляющего «сплошной упадок». По схеме Мошкова, во всём историческом цикле подъёмы и упадки не продолжаются более 50 лет.
Поразительные совпадения
Если соотнести предложенную генералом схему с конкретной историей России, то совпадения кажутся поразительными. За начало первого исторического цикла он взял 812 год, когда вожди полян, ильменских славян, радимичей, кривичей и других племён заключили союз, объединив свои земли в первое древнеславянское государство – Киевскую Русь. Получается, что в 1612 году у России начался третий 400-летний цикл, который, как он считал, должен был продлиться до 2012 года.
Как выглядит у Мошкова таблица истории России? Золотой век: упадок – 1612–1662-й, подъём – 1662–1712-й. Серебряный век: упадок – 1712–1762-й, подъём – 1762–1812-й. Медный век: упадок – 1812–1862-й, подъём – 1862–1912-й. Железный век (целый век): упадок – 1912–2012-й.
Последний раздел книги российского учёного назван «Наступающий железный век. Упадок (1912–2012)». Вот что в нём он пишет ещё задолго до революции 1917 года: «В 1912 году мы вступаем в железный век. Постоянное вздорожание всех предметов первой необходимости будет усиливаться с каждым годом. В результате его последует расстройство финансовой системы и задолженность всех слоёв общества. Множество народа будет умирать от голода и эпидемий. Народ найдёт мнимых виновников своего несчастья в правительственных органах, в состоятельных классах населения. Начнутся бунты, избиения состоятельных и власть имущих людей».
И действительно: случились революция, бунты, террор, кровавая Гражданская война, сопровождавшаяся эпидемией холеры и другими несчастьями.
Брежневский застой и упадок СССР
Вторая половина железного века (с 1962 года) в его книге сулит упадок, потому что этот век завершает 400-летний исторический цикл. И мы знаем, что после бурного периода восстановления СССР по окончании Великой Отечественной войны к власти пришли Хрущёв, а затем Брежнев, начался период застоя и упадка, в результате чего Советский Союз рухнул. Это было предсказано ещё до того, как произошла революция 1917-го!
«С наступлением упадка в государстве все связи ослабевают, начиная с высших, – пишет Мошков. – Прежде всего, исчезает любовь к правитель-ству, за нею – любовь к родине, потом к своим соплеменникам, и, наконец, исчезает даже привязанность к членам своей семьи. Далее следует уже ненависть к правительству вообще, соединённая с непреодолимым желанием его уничтожить». Разве не это происходило у нас в конце 1980-х – начале 1990-х, когда толпы на демонстрациях требовали смены власти, а страна стала мировым лидером по алкоголизму и числу самоубийств?
Мало того, царский генерал подробно описал поведение правительства и народных масс в период упадка, в начале которого «основными средствами борьбы объективно являются съезды и сеймы, дебаты и драки», а в конце его – «бунты, революции и бесконечные междоусобные войны, сопровождающиеся разорением страны и избиением её жителей». Так и было: война в Афганистане, резня в Баку и Сумгаите, грузино-абхазский конфликт, Чечня и т.п.
«В это время, – утверждал автор, – измена царит во всех её видах. Отечество продаётся и оптом, и в розницу, лишь бы нашлись для него покупатели… Изучение наук сводится к зубрёжке и к погоне за дипломами, дающими преимущества в борьбе за существование… В литературную область врываются в качестве чего-то нового декадентщина и порнография… Люди делаются падки на вся-кого рода игры, в особенности азартные, предаются пьянству, употреблению нар-котиков, кутежу и разврату».
Начался золотой век?
Дальше в книге Мошкова следуют ещё более удивительные предсказания. Согласно его прогнозам, в 2012 году в России должен был начаться новый золотой век. После прихода к власти Путина в стране действительно начались перемены к лучшему. Однако настоящий подъём, как предсказывал Мошков, будет только в 2062 году.
Конечно, не во всех своих прогнозах он оказался точен на сто процентов, но такое и невозможно. Что же касается недалёкого грядущего, то «русский Нострадамус» писал следующее: «Вражда между людьми исчезает и заменяется согласием и любовью. Партии уже не имеют никакого смысла и потому прекращают своё существование. Междоусобия и революции отходят в область преданий, так как человек подъёма миролюбив. Начинают процветать земледелие, скотоводство, промышленность, торговля. В науке народ спешит догнать своих цивилизованных соседей, от которых сильно отставал во время упадка. Чиновники делаются честными. Армия реформируется и приобретает неоценимые качества. Граждане страны связаны между собой общим патриотизмом. Правительство связывается с народом искренней любовью».
Остаётся дождаться 2062 года, чтобы узнать, сбудется ли это предсказание «русского Нострадамуса».
Владимир Малышев