Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 февраля 2019 г.
  4. № 8 (6680) (27.02.2019)
Литература Библиосфера

Тайные виды на гору Фудзи.

26 февраля 2019

Виктор Пелевин.
Тайные виды на гору Фудзи.
– М. : Эксмо, 2018.
– 416 с. – 55 000 экз.


Покорение вершины

Одним из главных писателей-провокаторов в России по праву может считаться Виктор Пелевин. Его либо всем сердцем обожают, либо брезгливо отплёвываются от одного лишь упоминания его персоны в диалоге о постмодерне в современной литературе. Факт остаётся фактом – к Пелевину очень сложно относиться равнодушно: его преисполненные абсурда романы и повести, полные наркотических препаратов, философских проповедей, ненормативной лексики и эзотерической дидактики, заставляют читателя задуматься над экзистенциальными проблемами. Не стал исключением и последний пелевинский роман – «Тайные виды на гору Фудзи».

Сложно назвать эту вещь выбивающейся из общей колеи творчества Пелевина – напротив, новый роман вобрал в себя самый привычный для автора инструментарий: здесь и «новые русские», и размышления о метафизике в контексте ежедневной рутины, и провокационные религиозные образы, причудливо контрастирующие с переосмыслением общебытовых проблем и социальных норм, и, конечно, пространные диалоги и монологи главных героев.

Обратим внимание на то, что среди всех персонажей романа нет ни одного положительного (ещё одна узнаваемая авторская черта). Это объясняется как тем, что Пелевину, в сущности, свойственна некоторая мизантропия, так и идейным содержанием романа. Интернет мгновенно поставил клеймо антифеминистского романа на новую книгу Пелевина, практически забыв о том, что в его произведениях к людям в принципе отношение довольно скептическое. И дело тут отнюдь не в половой принадлежности, национальности или социальном статусе, а в восприятии духовного содержания личности, о чём автор неустанно говорит нам в течение всего своего романа.

Вообще, если говорить о сюжетном построении, «Тайные виды на гору Фудзи» – произведение достаточно прямолинейное, что, однако, с лихвой компенсируется изысканной стилистикой и освоенной темой – глубоким проникновением в философию буддизма. Так, например, можно выделить стремление Пелевина отразить через абсурдные (зачастую гротескные) ситуации обыденную реальность, благодаря чему мировоззрение главных героев находится в постоянной динамике: олигархи-гедонисты в погоне за кайфом исследуют всё новые буддистские джаны, а затем в панике стараются забыть об увиденном; использованная для закрытия чужого гештальта сорокалетняя женщина восстаёт против патриархата и попадает в секту боевых феминисток, где подвергается эзотерическим ритуалам, и так далее, и в том же духе. По большому счёту Пелевин здесь рассуждает вовсе не о мистицизме: его роман, безусловно, полон иронии, но это грустная ирония человека, провожающего взглядом воинствующее невежество современного общества по отношению к истинно нравственным ценностям. И в данном контексте вполне к месту смотрятся ироничные развёрнутые метафоры:

«Мирской человек <…> никогда не достигал подобного покоя, и то, что он зовёт этим словом – это когда вставленный ему в **пу паяльник остывает со ста градусов где-то до семидесяти пяти. Но покой четвёртой джаны – это совсем, совсем другое. Там вообще нет ни **пы, ни паяльника. Есть только покой».

Возможно, своим новым романом Пелевин и не взял новую высоту. Это классический роман Пелевина, чуть более дидактический, чем другие. Но становится ли от этого книга посредственной сама по себе? Определённо можно сказать, что нет. Прямота в монологах-проповедях и стремление «докричаться» до читателя, объяснить ему, что есть истинное удовольствие и просветление – подкупают, заставляют дочитать роман до конца с интересом. Ведь, в сущности, все мы имеем свои виды на гору Фудзи, на сакральное знание о безграничном счастье, которое таит за собой эта гора, и все мы хотим покорить её вершину... До поры до времени. И только тогда, когда мы достигаем этой самой вершины, к нам приходит главное знание – знание о том, что часто даже самым смелым видам на Фудзияму лучше бы оставаться тайными.

Артемий Бесполов


10-Пелевин-7 копия.jpg

Фетиш из сувенирной лавки

Три состоятельные улитки под руководством автора модного стартапа поползли на гору духовного восхождения, возжелав её сделать своей, произвести рейдерский захват в лучших традициях. Но с российским боевым бизнес-инструментарием далеко не уедешь, он не конвертируется, особенно в духовной сфере. Вот и стали не рейдерами, а заложниками. Вместо бесконечного счастья – терзания. Ну, и, само собой, ищите женщину. Это она вьёт верёвки и дёргает за них.

Виктор Пелевин стал нашей граммофонной пластинкой и кофейной гущей одновременно. Пластинка эта включается регулярно, в её раскрутку вкладываются, на неё подсадили определённый сегмент «самых продвинутых» если не читателей, то посетителей кофеен, которые могут тянуть всё это под молочный коктейль или капучино с татуированной пенкой. Да, и обязательны усилители вкуса, которые подсаживают на тот или иной продукт.

Прикольно, но не удивляет. Эта пластинка уже вполне ритмично крутится сама собой без особой необходимости, но по инерции и с многочисленными царапинами на кругляше винилового катка. Роман не без фирменного пелевинского обаяния, которое превращается скорее в дешёвый фетиш из сувенирной лавки. Увядающая красавица ещё обладает чарами, но вот полк своих поклонников едва ли увеличит, они не помнят её во всём блеске, а только лишь слышали легенды и анекдоты.

Пелевину бы переродиться, стать птицей Феникс и сжечь пару томиков, чтобы в этом дыме и золе собрать что-то новое. Перевоплотиться, иначе скоро станет карикатурой на самого себя, ведь не в заложниках же, право слово, он находится, не сидит в тёмном зиндане, где за похлёбку выдавливает из себя по капле…

Годовые пелевинские циклы от текста к тексту объясняются ещё и тем, что взял на себя роль летописца нашего времени, а, возможно, и духовидца. Поэтому и выдаёт каждый раз свой дайджест – свежевыжатый сок. В силу ритмичности своей прозы он держит нос по ветру и заигрывает с модными трендами, делая вид, что стёб – лучшее лекарство от них.

Виктор Пелевин – священный амулет нашего литературного времени. На удачу или от сглаза. Хотя не исключено, что в какой-то момент его подменили и стали попросту выдавать дешёвую подделку, производимую в каких-то кустарных и антисанитарных условиях. Но при этом фирменную бирку штампуют исправно. Всё может быть… Чем-то он напомнил Валентина Пикуля, романов которого было с избытком в девяностые. Они были дико востребованы, поэтому этот избыток не ощущался. Ажиотаж прошёл, и всё это уже не будоражит, зачастую лежит мёртвым грузом на полках личных библиотек или пылится у букинистов. Пелевин ещё не пылится, но голос заметно слабеет по мере заезженности пластинок.

Ореол таинственности всё ещё придаёт шарм, из-за чего его тексты тяготеют к проповедям, а он сам тщится быть проповедником. Эти проповеди воспринимаются как иносказания, намёки на что-то важное и таинственное и требуют своего герменевта. Вот и читатель волей-неволей, а установкой в стиле Кашпировского, склоняется над письменами и пытается оттуда что-то выудить для себя, ну хоть афоризмы житейской премудрости на худой конец. Но если внимательнее присмотреться, то всё это так и остаётся кофейной гущей и не меняет свою субстанцию. Впрочем, и этого достаточно: «В этом мире есть только бесконечный поток изменений. И вы, и я – просто отблески на его поверхности».

Человек – «программируемое животное», поэтому и автор попросту программирует своего читателя. Внушает ему, что находится невдалеке от того места, где наше время периодически исповедуется. Он якобы слышит и чувствует это дыхание внутреннего «я» других, если не дословно, то по некоторым обрывкам считывает и посмеивается. Но это лишь для того, чтобы от чего-то оттолкнуться. Дальше традиционное пелевинское: «Солидный Господь для солидных господ» и платные экскурсии по закоулкам души или её декорациям.

Да и сам Пелевин – свое-образный литературный рантье. Он весь из осколков нашего времени, хоть и всё время пытается доказать обратное. Поэтому и роман он скорее не пишет, а монтирует, делает нарезку клипа. Писатель пытается показать, что всё, что мы видим вокруг, и сам человек – череда мерцаний или «загробный свет» погасших звёзд. Но на самом деле – это ряд сменяющихся кадров, которые сам автор старательно нарезает.

Рассуждения о миражном мире и о людях, живущих в особой матрице, далеко не новы. Эдакая своеобразная мудрость на все времена: если не знаешь, что сказать, то отрицай и рассуждай о призрачности бытия. Расчёт на то, что читатель псевдоглубокую мысль из всего этого всё равно откопает и будет рад находке. Несёт от этого всего и нигилизмом. В том числе по отношению к настоящему, которое приносится в жертву прошлому и будущему. И тоже воспринимается только лишь как мерцание. И герой – человек из настоящего – таким образом опустошается: «Ты есть это. И это пройдёт».

Но любопытно и другое: в чём причина востребованности подобного послания о призрачности всего сущего именно в наши дни? Чем завораживает картина плетения «узоров распада»? Или этот видеоряд из недавней нашей истории до сих пор у нас перед глазами и не успел остыть, не успел поблекнуть?.. Быть может, здесь мы имеем проявления той самой распадной реальности, которую не так давно пережили, но не изжили, вот и рвётся она наружу, ищет лазейки и пытается закинуть свои абордажные крюки?..

Андрей Рудалёв


Тэги: Два мнения
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Монструозный блокбастер

    24.04.2025
  • Незакрытый гештальт

    24.04.2025
  • Пушкин в стиле рэп

    02.03.2025
  • «Здравствуй, племя…»

    02.03.2025
  • Писатель в г…лянце

    22.01.2025
  • Сквер или храм?

    35 голосов
  • Отечественный интернет в опасности?

    18 голосов
  • Два мнения

    17 голосов
  • Герой майдана

  • Хотел как лучше

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS