Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 февраля 2019 г.
  4. № 8 (6680) (27.02.2019)
Литература

Ябедник

26 февраля 2019

Герой наших сегодняшних заметок русский поэт и драматург Василий Васильевич Капнист (23.02.1758–9.11.1823) родился в семье выходцев из Греции. Отец его дослужился до полковника и геройски погиб при Гросс-Егерсдорфе ещё до рождения сына. Сам Василий служил в лейб-гвардии Преображенского полка, дружил с Державиным и Хемницером, а выйдя в отставку, стал впоследствии предводителем киевского дворянства. Но главной страстью Капниста была, конечно, литература. При этом с молодых лет отличался он самокритичностью и требовательностью к себе. Первое своё произведение – оду на французском языке по поводу мира с Турцией – сам же он позже определил так: «Преглупая ода, писаная сочинителем на 17-м году его возраста, что, однако ж, он ни себе, ни глупому своему произведению в извинение не ставит». Позже, уже в зрелые годы, издав собрание своих стихотворений, он предварил его убийственной автоэпиграммой:

6-Vasily_kapnist.jpg

Капниста я прочёл и сердцем сокрушился:

Зачем читать учился?

Эпоха тогда на дворе стояла, кстати, прелюбопытная. Временами почти либеральная. Идеи европейского Просвещения в причудливом российском преломлении потихоньку овладевали умами. Императрица Екатерина II – по крайней мере первую половину своего царствования – желала видеть себя окружённой не льстивой челядью, а свободными, образованными, мыслящими людьми. Так, в 1786 г. ею был обнародован указ, повелевавший просителям впредь именоваться «верноподданный», вместо прежнего «раб» – и воодушевлённый Капнист (полагаем, что от чистого сердца) написал «Оду на истребление в России звания раба». Для современного уха звучит почти иронически, но то была сугубая патетика.

Границы дозволенного первое «непоротое» поколение российских дворян* представляло себе, впрочем, довольно смутно. К тому же они, эти границы, в любой момент могли быть пересмотрены. Неудивительно, что даже вполне благонамеренные стихи Капниста порой воспринимались современниками неоднозначно. Что уж говорить о главном его произведении – знаменитой комедии «Ябеда»! Поползли слухи, будто в ней с неслыханной дерзостью выведены безнравственность губернских чиновников и их злоупотребления. Капнист испугался, что будет очернён в глазах недавно взошедшего на престол императора Павла. Что же делать? И получил дельный совет: надо сделать «то же, что делал Мольер с «Тартюфом» – испросить позволения посвятить комедию государю».

Так Капнист и поступил. После благосклонного разрешения императора пьеса была поставлена 22 августа 1798 года, имела бешеный успех, и все сплетни умолкли. Все те, кто ругал комедию, стали находить её превосходною. Финита ля комедия, в общем. ′


*
Строго говоря, телесные наказания для лиц дворянского сословия были законодательно упразднены в «Жалованной грамоте дворянству» лишь в 1785 г. – Прим. авт.


Тэги: Анатолий Белкин
Обсудить в группе Telegram

Анатолий Белкин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Куёт он строфы, как подковы

    02.02.2021
  • Тщательно отобранные шутки

    11.11.2020
  • Человек, который смеялся

    14.10.2020
  • Под визгом яростной пилы

    29.07.2020
  • Меч почёта

    27.11.2019
  • Неповторимый Бабель

    55 голосов
  • Под визгом яростной пилы

    39 голосов
  • Невезучий романтик

    33 голосов
  • Опасные странности

    26 голосов
  • Соловей не умолкает на заре

    21 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS