Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 марта 2020 г.
  4. № 9 (6727) (04.03.2020)
Литература Рецензия

Постижение боли

04 марта 2020

Сергей Яхновец. «Я» в контексте бытия»: стихотворения. – М., НП «Литературная Республика», 2019. – 176 с

 

После прочтения книги Сергея Яхновца «Я» в контексте бытия» невольно возникают вопросы, которые для самого автора являются скорее признанием, а не «Предчувствием», как заявлено в названии одного из программных стихотворений:

 

Откуда – праздная тоска,

сводящая мозги до боли!

Смеётся солнце свысока,

и день – как выжженное поле.

А ночью беспризорный пёс

на лунный серп надрывно воет.

Он не стыдится горьких слёз

и тех людей, кого всерьёз,

ополоумев, беспокоит…

 

Конечно же, поэту хочется быть узнанным и признанным в кругу себе подобных современников, не обделённых талантом. Чувствуется, что автор уже успел пообщаться с бывалыми и охочими до критики литераторами, которые, смею предположить, столь пренебрежительно отозвались о его творчестве, что Сергей Яхновец не единожды был готов прервать свои попытки восхождения на пресловутый Олимп, а то и – проломить именным ледорубом титановые шлемы критиков. Непосвящённый мечтатель, видимо, знать не знал одного из основополагающих правил клубного олимпизма, по которому каждый претендент обязан освоить коды версификационной узнаваемости, благодаря которым в твоём письме (то завуалированно, то явно) звучат перепевы британских и советских нобелевских лауреатов, а также – серебряные перезвоны постреволюционных октябрьских времён.

Если ты не подал условный знак, если не «лайкнул», не оставил метки, то нет тебе места в званом кругу, да и стихи твои ничтожны, и звать тебя никак.

Но существует одно НО: самые ярые апологеты надуманных правил находятся ныне в том же погибельном состоянии, которое постигло всех приверженцев классической литературы.

Впрочем, альпинисты с олимпийским спокойствием продолжают восхождение к заветным вершинам, прокладывая путь через торосы, скалы и ледники, пробиваясь сквозь бури, по-рыбьи глотая лишённый кислорода воздух и вымораживая мозги.

И вот уже виден желанный пик Славы и золотое крыльцо, ведущее к нему. Но почему на воротах висит пудовый замок?! Кто приколотил табличку с подлой надписью: «Закрыто на ремонт»?

Наконец-то и наш герой добрался до нижней (но – золотой!) ступеньки и присел на краешке. И осмотрелся, и расправил плечи, и другими глазами увидел самопровозглашённых гениев, и вспомнил строчку Ю. Кузнецова из «Золотой горы»: «И Передреев горько усмехнулся».

Блистательные эпигоны, ваше ра­зочарование безосновательно! Вам не о чем жалеть. Вы застали эпоху, насыщенную чистейшим озоном классического стиха. Вам дано не только понимать, но и осязать сказанное и прочитанное.

Автор сборника «Я» в контексте бытия» имеет свой взгляд на современный хаотичный мир. Пребывая в поиске и не находя ответа на вечные вопросы, он вдруг, «задрав штаны» и побросав накопленный багаж, пытается вскочить в маяковско-батловский вагон, проносящийся мимо, подобно миражу.

Так и хочется окликнуть:

– Дорогой Сергей Яхновец, автор «Мутной тайны», «Предчувствия», «Спасения», «Летаргического сна», «Мотыльков», миниатюры «Такой», «Постижение боли», других оригинальных и глубоких стихотворений, – дорогой поэт, уверяю Вас, успех – это не лучшая награда, на которую можно надеяться в наше суматошное время.

Куда дороже стоит упомянутый выше вечный поиск, где автор пытается запечатлеть в слове невидимые до поры до времени моменты глобального разрушения человеческой личности, стремясь раскадрировать трагичный процесс, найти закономерности, приостановить распад, сделать твёрдый шаг в этом направлении:


Забью на печаль и тревогу,

на всё, что жена не простит,

и выйду один на дорогу,

где путь мой кремнистый блестит!

«Народный персонаж»

 

И как не вспомнить лихие 90-е, положившие начало беспросветному распаду:

 

Пусть я, грешный, пропал с потрохами,

предан ловко за ломанный грош,

но душа, упивалась стихами

и дурманила сладкая ложь...

«Так казалось»

 

Из всего рифмованного месива, что оставили нам перестроечные времена, у поэтов на сегодняшний день в активе осталось лишь то, что было трагически пережито ими лично. Это мы, отступая от рубежей великой державы, теряли своих родных, близких и друзей.

Сергей Яхновец, не щадя себя и не создавая вымышленного лирического героя, предельно откровенен:

 

…Созидатель, мечтатель, транжира,

в исступленье дрожащая тварь,

наслаждений гурман изощрённый,

увлечённый безбрежной борьбой,

к срокам жизненным приговорённый –

это я,

одиозный такой…

 

Горькая ирония. Многие найдут личное сходство со штриховым образом, но не каждый сознается в этом. И кривая авторская ухмылка адресована именно тем, кто до конца намеревается играть в «несознанку».

Перед автором во всей полноте предстали и «жизни омерзительное дно», и старший «сын – пьяное быдло». И поздно каяться, и поздно проявлять крепость отцовского характера: «вина захлестнула всего без остатка, а ему плевать на мой самосуд». Единственное спасение – крикнуть в безответное пространство:

 

Я всё простил. Я Бога просил:

пусть только сын не умирает.

 

Но где же выход из этой западни, в которую попали тьмы и тьмы людей, ведомых слепцами. Может быть, с поиска ответа на этот сакраментальный вопрос и начался поиск Сергея Яхновца, и заявкой явилось стихотворение «Спасение» о неудачливом паучке, попавшем в раковину рукомойника. Казалось бы, так ему и надо, злодею, погубившему некогда не одну живую душу. Однако герой признаётся:

 

Но понимаю, что я так же слаб

и бесполезен в краткой страшной жизни,

своей свободы подневольный раб

в ловушке неприкаянной отчизны.

Я хищно ем животные куски

существ убитых для прокорма плоти,

спасаясь от насилья и тоски

в погибельном, шальном водовороте.

…я веточку подставлю паучку…

 

Наверное, с этого начинается всепрощение, и автор, удивляясь собственной сентиментальности, ищет более подобающие его лирическому образу спасительные пути:

 

Хохочи в пресловутой браваде,

грешный мир расцелуй от души.

«Жизнь пронизана нитями грусти»

 

Так что же спасёт этот сатанеющий мир? Красота, слеза ребёнка, улыбка Моны Лизы, любовь? Простите, Фёдор Михайлович; простите, страдальцы всех времён и народов, но автор книги «Я» в контексте бытия» категорически с вами не согласен: «А красота не хочет мир спасать, она лишь может локти искусать и потерять сознание. Она – предвестник увядания. Пульсирует страх, прибешивает – на звёздных весах грехи взвешивает» («Красота и страх»). Опасаясь вместе со слезой выплеснуть младенца, замечу, что в понимании автора и красота, и любовь нечто более эмоциональное, чем «вздохи на скамейке» или «прогулки при луне»:

 

…Сворою хищных, звериных взглядов

раздета, растерзана, прочно покорена,

она шла, словно никого не было рядом,

стряхивая женскую зависть,

цветущая и радостная, как весна.

«Сказочно хороша»

 

И вновь пора оглянуться на затуманенный Олимп, навьючить на себя рюкзак с альпийскими причиндалами и прийти к твёрдому убеждению:

 

Смерть чёрную метку присудит,

стихи моё имя спасут,

надежда со мною пребудет.

Иначе, зачем же я тут?..

«Арбатские мысли»


Иннокентий Комонь

 

Тэги: Поэзия Книга Московский литератор Сергей Яхновец
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Я знаком с той дончанкой…

    12.09.2024
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
  • Век не прожит, а вечное гложет

    440 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS