Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 марта 2022 г.
  4. № 9 (6823) (02.03.2022)
Культура

На спину б надо бубновый туз

К 100-летию Пьера Паоло Пазолини

02 марта 2022

Пазолини был идеальным еврокоммунистом: сказочно одарённым революционным психом, невыносимым в быту, но непревзойдённым в озарениях мятежного духа. Идеализм обязателен в искусстве и недопустим в буржуазных практиках миростроительства, так что энергия Пьера Палыча была катализирована в нужное русло. Космос его стоял на трёх взаимоисключающих китах: марксизме, Боге (не церкви, а напрямую) и педерастии. Кстати, все три стихии противоречат друг другу лишь на практике, но мирно уживаются внутри одержимого утописта: красная вера базируется на вполне христианских ценностях, а свобода сексуальных предпочтений в принципе созвучна ниспровергателям традиций.

Поэт, философ, режиссёр, игравший Джотто у себя в «Декамероне», артист в самом широком, производном от art смысле слова – он был по многообразию дарований совершенно ренессансной фигурой, и немудрено, что объединил в триптих три великих водевильных эпоса Возрождения: «Декамерон» (1971), «Кентерберийские рассказы» (1972) и «1001 ночь», три фрески о скоромном разнообразии человечьих взаимовлечений с участием бесов, иуд, фарисеев и великих живописцев проторенессанса. Несмотря на гомосексуальные наклонности, к людским слабостям (например, к обычному натуральному сексу) был терпим и женской наготы не чурался – картинка из «Цветка 1001 ночи» (1974), где позолоченный ангел целит стрелой в этот самый цветок, проще говоря, в женскую вагину, станет визуальным символом кинематографической свободы вообще и будет стократно воспроизведена по всем энциклопедиям киноэротики.

В «Евангелии от Матфея» (1964) назначит на роль Христа Евгения Евтушенко, чья неврастеническая вера в собственное богоизбранничество была вполне созвучна пазолиниевскому неканоническому прочтению Евангелия, – но Е.А. не отпустили злые большевики. Всю эту историю он мог, конечно, и сам придумать: шапочное знакомство со всеми Пикассо европейской сцены регулярно превращались у наших выездных интеллектуалов в великую дружбу, – но мог ведь и не придумать: своими эгоцентричными психозами они с Пазолини вполне рифмовались. Христа в «Евангелии…» сыграл испанский анархист Энрике Иразоки. Мировое киноведение придумало для него пошлейшее обозначение «бунтарь» и под таким лейблом признало вполне комильфотным. То было время активной легитимизации левого дрейфа, и скандалиста Пазолини опять одомашнили, к его крайнему негодованию. Свой единственный документальный фильм он назовёт «Ярость», истово аплодируя там подавлению Советской армией фашистского мятежа в Венгрии-56 (а был он именно фашистским и никаким другим). Танки, трамбующие Будапешт под песню «Соловей, соловей, пташечка», – это было великолепным и намеренным оскорблением всем людоедским глобалистам-прогрессистам, за что мы товарищу нашему Пазолини полвека спустя аплодируем стоя.

Коронным достижением гения стал фильм «Теорема» (1968) – переложение классического европейского мифа о пришельце, ломающем благочинный уклад богатейшей семьи («Он пришёл» Пристли, «Будю, спасённый из воды» Ренуара и его многочисленные ремейки). Всегдашние намёки, что визитёр есть лицо божественного происхождения, Пазолини раскавычил, внедрив в семью магната собственно Христа, который дарит всем домочадцам желаемое: набожной служанке – подтверждение своего Божьего существования, хозяйскому сыну – художнический дар, дочке – любовь, жене – голый секс, а отцу семейства – желанное опрощенье и освобождение от груза собственности. Скандал был в том, что все свои дары гость в исполнении андрогинно привлекательного Теренса Стампа облекал в соитие со всеми членами семейства. Церковь такие вольные трактовки принять, конечно, не могла, но Пазолини ей ещё инквизицию и сожжение геев не простил, так что церкви пришлось заткнуться (занятно: анафематствуя «Сладкую жизнь» Феллини и репрессируя Бертолуччи за «Танго в Париже», перед Пазолини Святой престол робел, как Синод перед Толстым, ибо неясно было, кто круче).

Распоясавшись, ППП снял «Сало» (1975) – видимо, самый отвратительный шедевр мирового кино, пик политического жанра, рифмовавшего нацизм с сексуальными извращениями («Гибель богов», «Ночной портье», «Площадь Сан-Бабила, 20 часов»), – историю садомазохистских игрищ верхушки фашистской партии с навербованной в стиле Борджиа невинной молодёжью обоих полов. Несмотря на узнаваемые параллели с «Божественной комедией», «Сатириконом» и прочей классикой Великого Рима, сцены оргий производили глубоко отталкивающее впечатление, за что по-прежнему весомые в итальянском ландшафте наци автора и убили. Говорят, забили цепями на пустыре и переехали машиной. А другие говорят, его убил любовник по прозвищу Лягушка, отсидевший за это десятку.

И то и другое и ещё какое-нибудь третье могло быть правдой.

Такой уж человек.

Мифологический.

 

Тэги: Дата Денис Горелов
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смерть после Победы

    07.05.2025
  • Дух Эльбы. Помнят ли о нём в США?

    25.04.2025
  • И море слушаю, и сушу…

    07.03.2025
  • Мысль, острый луч…

    22.12.2024
  • Девушка с веслом

    06.11.2024
  • Кипучая энергия духа

    217 голосов
  • Неотступающая Юнна

    105 голосов
  • Мифы и смыслы

    90 голосов
  • Покушение на ГОЭЛРО

    67 голосов
  • «Я вынес пути и печали»

    67 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS