Перейти к содержанию
  Вторник 03 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    02 марта 2022 г.  № 9 (6823) (02.03.2022)
Культура

На спину б надо бубновый туз

К 100-летию Пьера Паоло Пазолини
02 марта 2022

Пазолини был идеальным еврокоммунистом: сказочно одарённым революционным психом, невыносимым в быту, но непревзойдённым в озарениях мятежного духа. Идеализм обязателен в искусстве и недопустим в буржуазных практиках миростроительства, так что энергия Пьера Палыча была катализирована в нужное русло. Космос его стоял на трёх взаимоисключающих китах: марксизме, Боге (не церкви, а напрямую) и педерастии. Кстати, все три стихии противоречат друг другу лишь на практике, но мирно уживаются внутри одержимого утописта: красная вера базируется на вполне христианских ценностях, а свобода сексуальных предпочтений в принципе созвучна ниспровергателям традиций.

Поэт, философ, режиссёр, игравший Джотто у себя в «Декамероне», артист в самом широком, производном от art смысле слова – он был по многообразию дарований совершенно ренессансной фигурой, и немудрено, что объединил в триптих три великих водевильных эпоса Возрождения: «Декамерон» (1971), «Кентерберийские рассказы» (1972) и «1001 ночь», три фрески о скоромном разнообразии человечьих взаимовлечений с участием бесов, иуд, фарисеев и великих живописцев проторенессанса. Несмотря на гомосексуальные наклонности, к людским слабостям (например, к обычному натуральному сексу) был терпим и женской наготы не чурался – картинка из «Цветка 1001 ночи» (1974), где позолоченный ангел целит стрелой в этот самый цветок, проще говоря, в женскую вагину, станет визуальным символом кинематографической свободы вообще и будет стократно воспроизведена по всем энциклопедиям киноэротики.

В «Евангелии от Матфея» (1964) назначит на роль Христа Евгения Евтушенко, чья неврастеническая вера в собственное богоизбранничество была вполне созвучна пазолиниевскому неканоническому прочтению Евангелия, – но Е.А. не отпустили злые большевики. Всю эту историю он мог, конечно, и сам придумать: шапочное знакомство со всеми Пикассо европейской сцены регулярно превращались у наших выездных интеллектуалов в великую дружбу, – но мог ведь и не придумать: своими эгоцентричными психозами они с Пазолини вполне рифмовались. Христа в «Евангелии…» сыграл испанский анархист Энрике Иразоки. Мировое киноведение придумало для него пошлейшее обозначение «бунтарь» и под таким лейблом признало вполне комильфотным. То было время активной легитимизации левого дрейфа, и скандалиста Пазолини опять одомашнили, к его крайнему негодованию. Свой единственный документальный фильм он назовёт «Ярость», истово аплодируя там подавлению Советской армией фашистского мятежа в Венгрии-56 (а был он именно фашистским и никаким другим). Танки, трамбующие Будапешт под песню «Соловей, соловей, пташечка», – это было великолепным и намеренным оскорблением всем людоедским глобалистам-прогрессистам, за что мы товарищу нашему Пазолини полвека спустя аплодируем стоя.

Коронным достижением гения стал фильм «Теорема» (1968) – переложение классического европейского мифа о пришельце, ломающем благочинный уклад богатейшей семьи («Он пришёл» Пристли, «Будю, спасённый из воды» Ренуара и его многочисленные ремейки). Всегдашние намёки, что визитёр есть лицо божественного происхождения, Пазолини раскавычил, внедрив в семью магната собственно Христа, который дарит всем домочадцам желаемое: набожной служанке – подтверждение своего Божьего существования, хозяйскому сыну – художнический дар, дочке – любовь, жене – голый секс, а отцу семейства – желанное опрощенье и освобождение от груза собственности. Скандал был в том, что все свои дары гость в исполнении андрогинно привлекательного Теренса Стампа облекал в соитие со всеми членами семейства. Церковь такие вольные трактовки принять, конечно, не могла, но Пазолини ей ещё инквизицию и сожжение геев не простил, так что церкви пришлось заткнуться (занятно: анафематствуя «Сладкую жизнь» Феллини и репрессируя Бертолуччи за «Танго в Париже», перед Пазолини Святой престол робел, как Синод перед Толстым, ибо неясно было, кто круче).

Распоясавшись, ППП снял «Сало» (1975) – видимо, самый отвратительный шедевр мирового кино, пик политического жанра, рифмовавшего нацизм с сексуальными извращениями («Гибель богов», «Ночной портье», «Площадь Сан-Бабила, 20 часов»), – историю садомазохистских игрищ верхушки фашистской партии с навербованной в стиле Борджиа невинной молодёжью обоих полов. Несмотря на узнаваемые параллели с «Божественной комедией», «Сатириконом» и прочей классикой Великого Рима, сцены оргий производили глубоко отталкивающее впечатление, за что по-прежнему весомые в итальянском ландшафте наци автора и убили. Говорят, забили цепями на пустыре и переехали машиной. А другие говорят, его убил любовник по прозвищу Лягушка, отсидевший за это десятку.

И то и другое и ещё какое-нибудь третье могло быть правдой.

Такой уж человек.

Мифологический.

 

Дата Денис Горелов
87

Денис Горелов


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Закон обратной перспективы

14.09.2023

Поле боя

14.09.2023

Зелёное яблоко

13.09.2023

Наш

01.09.2023

Многомерный

31.08.2023

Кипучая энергия духа

217 голосов

Неотступающая Юнна

105 голосов

Мифы и смыслы

90 голосов

Покушение на ГОЭЛРО

67 голосов

«Я вынес пути и печали»

67 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век Памятник
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты