Дмитрий Минчёнок. Исаак Дунаевский: Красный Моцарт. – 2-е изд., перераб. и доп.
– М.: Молодая гвардия, 2022. – 443 с. – 2000 экз.(Жизнь замечательных людей: серия биографий; выпуск 1909.)
Вопрос на засыпку литературным критикам: можно ли написать исторически достоверную биографию – строго документальную, по всем канонам т.н. non fiction и в то же время поэтически вдохновенную, творчески свободную, по-настоящему художественную? Ответим сразу: можно! Но при одном условии: «скрепляющим веществом», парадоксальным образом накрепко цементирующим все эти вроде бы несочетаемые понятия, должна стать Любовь в самой широкой трактовке этого великого чувства.
Доказательством – живым, и это определение мы вновь употребляем в самой широкой трактовке, – стала книга Дмитрия Минчёнка «Исаак Дунаевский. Красный Моцарт», изданная в серии «ЖЗЛ», – одна из знаковых книг, выходящих в год 100-летия издательства (кстати, книга выпущена не только в узнаваемом и давно знакомом оформлении «с факелом на обложке», но и в ярко-красном, можно сказать, авангардном «наряде», дополнительно подчёркивающем оригинальность авторской подачи материала).
А оригинальности автору действительно не занимать. Писатель, драматург, режиссёр, импровизатор, создатель нового и самобытного театрального жанра стендап-драмы. После далеко не полного перечисления дарований Дмитрия Минчёнка как-то само собой разумеющимся и даже ожидаемым оказывается то, что его биография Дунаевского стала основой для музыкального спектакля «Красный Моцарт», впервые поставленного на сцене МХАТ им. Горького, а ныне меняющего «прописку» на легендарный Санкт-Петербургский театр «Мюзик-холл».
«Он был очень невысоким – чуть ниже среднего роста. А вес произведений, сочинённых им, – больше тонны!» Как вам такое сравнение? Парадоксальное? Встречали подобное? Именно так начинается повествование о композиторе, ставшем без преувеличения символом целой эпохи. Эпохи Леонида Утёсова и Дмитрия Шостаковича, Любови Орловой и Михаила Булгакова, Иосифа Сталина и Валерия Чкалова. Со всеми читатель встретится в книге и узнает, к примеру, что Исаак Осипович и Михаил Афанасьевич даже собирались вместе написать оперу «Рашель», которая, увы, так и не родилась...
Но мы обещали парадоксы. Их лучше всего обозначил Максим Дунаевский – сын «самого счастливого, солнечного и весёлого» композитора с песенной моцартовской душой и сам признанный музыкальный Мастер – на презентации нового издания, прошедшей в доме Международного сообщества писательских союзов на Поварской, более известном под своим неофициальным литературным названием дом Ростовых. Максим Исаакович очень тонко подметил, что «Дмитрий Минчёнок – настоящий биограф! И в то же время – парадокс! – он не биограф вовсе, хотя дружит с архивами, поднимает огромное количество материала. Главное – он не пишет биографию, а сочиняет её. Он драматург и просто не может не сочинять. А получается потрясающе достоверно! Его книги жутко интересно читать. Ведь вопрос не в том, что преподнести, а как! Для этого нужен именно такой талант, каким обладает Дима. Кстати, среди его самых разнообразных талантов есть и музыкальный – без любви к музыке, без проникновения в музыкальное сердце человека написать книгу о Дунаевском невозможно. Начав её читать, я вдруг поймал себя на том, что не могу остановиться. Это вдохновенный роман! Роман, написанный с любовью. А не просто ради того, чтобы выловить в биографии великого человека какие-то жареные факты. Подчеркну ещё раз: эта книга создавалась с любовью к герою, его семье, ко всему тому, что его окружает».
И, наконец, последний парадокс. Мы всё время называли книгу Минчёнка новой. И не отказываемся от этого утверждения. Однако можно возразить: мол, какая же она новая? Первое издание в «ЖЗЛ» вышло в 2006 году. А до того в 1998-м в Смоленске увидел свет «родоначальник» «Красного Моцарта»: «Исаак Дунаевский. Большой концерт». Да! Драматург и импровизатор Дмитрий Минчёнок, как заправский «архивный червь», скрупулёзно занимается исследованием творчества своего героя вот уже почти 25 лет. Занимается истово, со страстью. С Любовью! Поэтому не будем употреблять холодное и избитое «переработано и дополнено». Перед нами новая книга! На основании найденных за это время документов, свидетельств, воспоминаний автор драматургически эффектно сочинил именно новую биографически-музыкальную историю.
И не собирается останавливаться на достигнутом. Прямо на презентации своей книги со свойственным ему артистизмом Минчёнок рассказывал интереснейшие эпизоды из жизни Дунаевского... не успевшие войти в настоящее издание. Что ж, будем же с нетерпением ждать очередных парадоксов Любви.