Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 июля 2019 г.
  4. № 29 (6698) (17.07.2019)
Культура Телеведение

Без табу

Чем грозит потеря невинности человеческой цивилизации?

17 июля 2019

«Культура», наряду с ОТР, почти единственный канал, который можно смотреть зрителю, не интересующемуся крикливыми ток-шоу, где, теряя человеческий облик, выскакивают из штанов в борьбе за рейтинг. Нужно приветствовать трансляции театральных спектаклей – их точно ни один канал не покажет, а из собственно телевизионных проектов моё внимание остановил четырёхсерийный фильм «XX век: Потеря невинности» (режиссёры Борис Игнатенко и Сергей Ховенко).

В этом цикле легко и непринуждённо ведётся рассказ о продвижении свободы в сфере семейной жизни, о всевозможной эмансипации, о снятии в ХХ веке многовековых табу, о застрельщиках, героях, лидерах, совершивших подлинные революции в отношениях между полами, и к чему это привело. Итог перед глазами. Численность европейских народов в мирное время неуклонно уменьшается, население стран Европы более-менее поддерживается за счёт притока миллионов мигрантов из Азии и Африки, к чему это приведёт – неизвестно.

Часто бывало, что стремление к свободе приводило к ещё большему закрепощению. Каждая серия имеет своё название по той сфере человеческой жизни, которая подвергалась освобождению. Браку – важнейшему институту, «скрепляющему ячейки в общество», посвящена первая серия. Рассказано о крушении викторианской морали, о том, как и кто менял отношение к браку в самой влиятельной тогда стране мира – Великобритании. О движении суфражисток, его активистке Мэри Стоупс, которой удалось издать книгу «Супружеская любовь», ставшую бестселлером и положившую начало «сексуальной революции». О том, что в России сделали большевики для «освобождения женщины», заменив церковное венчание «гражданским браком» с лёгким его заключением и еще более лёгким расторжением. Только когда появилась реальная опасность гибели семьи, большевики опомнились, и было принято решение вернуть институту брака его важнейшую государствообразующую функцию.

Тело женщины неуклонно освобождалось от одеяний, в Европе всё более распространялось движение натуралов (нудистов), в России оно прибрело название «Долой стыд!». Рассказано о танцовщицах, которые впервые стали танцевать без корсета (Лои Фуллер) и в одной тунике (Айседора Дункан), что завершилось почти полным освобождением женщин от одежды в «Плейбое». В кино прошли путь от регламентации длительности поцелуев до полного обнажения женщины и показа полового акта. Известные, уважаемые артистки продемонстрировали почти всё, что можно увидеть в эротическом кино для взрослых. Можно добавить, что совсем недавно и у нас в этом направлении произошёл прорыв, в сериале «Содержанки» режиссёр Богомолов раздел всех, революционно раздвинув рамки допустимого.

Цензура пыталась противостоять раздеванию актрис, и свирепствовала она не только в СССР, но и в демократических странах. В США был принят так называемый кодекс Хейса, по которому ограничения киностудиями накладывались на себя добровольно, но и он рухнул в 1968 году, когда в цивилизованном мире грянула буря.

Сексуальная революция. Её главным теоретиком стал некий Вильгельм Райх, сподвижник доктора Фрейда. А катализатором явилось появление противозачаточных таблеток. Женщина приобрела невиданную доселе свободу в отношениях с мужчиной. Исчезла опасность забеременеть, а с ней необходимость в случае чего делать неприятную и небезопасную операцию по прерыванию беременности. В связи с достижениями фармацевтики на порядок упала опасность венерических заболеваний. Движение хиппи под песни «Битлз» захватило весь мир, молодёжная революция во Франции смела не только запреты сексуального порядка, но и правительство де Голля.

Сексуальная революция сквозь железный занавес просочилась и в СССР. Люди старшего поколения помнят, какие «революционные» юбки стали носить школьницы и студентки в конце 60-х. В этот период кардинально сменилось отношение к вопросу, должна ли девушка вступать в брак непременно девственницей. «Триумфальное шествие сексуальной революции» по всему цивилизованному миру в конце столетия остановила эпидемия СПИДа.

Многие «революционеры» умерли, другие испугались, третьи постарели и утихомирились. Однако благодаря титаническим усилиям врачей и учёных в ХХI веке разработано лекарство против СПИДа. Значит, будет следующий этап «освобождения»?

Мы видим, к чему бескрайняя свобода приводит в общественно-политической сфере. Снимаются все табу. Разве можно было представить ещё двадцать лет назад, что тележурналист в Тбилиси выкинет подобное тому, что на «Рустави-2» пакостник Габуния. Да послушаешь и некоторых наших «нездоровых» журналистов, которые в прямом эфире обходятся без мата, но несут такое, волосы становятся дыбом. Как всему этому противостоять?

 

Тэги: Поля Куликова
Обсудить в группе Telegram

Поля Куликова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Вороны

    05.10.2022
  • Родные песни

    22.06.2022
  • Бес чести

    08.06.2022
  • Тревога

    25.08.2021
  • Мультзапрет

    14.07.2021
  • Аферисты

    53 голосов
  • Родные песни

    43 голосов
  • Бес чести

    40 голосов
  • Голос души

    34 голосов
  • Холопский водевиль

    31 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS