В этом году он посвящён 80-летию Битвы под Москвой и освобождения Волоколамска от немецко-фашистских захватчиков. На кинофестиваль было представлено более ста картин. Жюри конкурса игрового кино возглавил режиссёр Виктор Васильев (Белоруссия), а конкурс документальных фильмов – доктор искусствоведения Валерий Фомин (Россия).
Но фестиваль не только конкурс – это встречи, споры, круглые столы. Приехавшие в Волоколамск кинематографисты обсуждали насущные проблемы документального жанра. Если его нет, то не запечатлевается история страны и нечего предъявить потомкам из того, что происходило в России с 1991 года, когда остановилось финансирование Кинолетописи, – а то, что делает для этого ТВ, недостаточно и не того качества. И художественное кино, и документалистика по-прежнему в тяжёлом кризисе.
На круглом столе, проводившемся в ДК «Текстильщики», старейший режиссёр-документалист Вахтанг Микеладзе в своём эмоциональном выступлении констатировал, что ввиду отсутствия государственной идеологии молодёжь находится в плену таких деятелей, как Ксения Собчак и Алишер Моргенштерн с тремя шестёрками на лбу, и они, а не настоящие герои теперь властители дум. Кинорежиссёр Юрий Кара отметил тревожные настроения в среде кинематографистов и солидаризировался с выступлением недавно избранного депутатом Госдумы народного артиста России Николая Бурляева. С трибуны российского парламента он призвал к изменению политики государства в отношении культуры, а Министерства культуры – в отношении отечественной кинематографии: «Культуру запихнули в рынок, заставив творцов клепать рыночный продукт и заниматься не искусством, а доходным промыслом». Кара также считает, что нужно возрождать на новых идеологических принципах Государственный комитет по кинематографии.
Родоначальник фестиваля «Волоколамский рубеж», заместитель председателя Союза кинематографистов народный артист России Клим Лаврентьев вернулся к теме кинолетописи, которая обсуждалась четыре года назад на большом форуме документалистов России в Белых Столбах (о нём «ЛГ» писала в статье «Поручение президента», № 3–4 от 24.01.2018). Кинодокументалистика находится в настолько плачевном состоянии, что среди режиссёров этого важнейшего для страны жанра есть люди, как сообщил Лаврентьев, готовые пойти… на самосожжение. То, что это не бравада, подтвердил выдающийся киновед и историк кино, доктор искусствоведения Валерий Фомин, отнёсшийся к сказанному весьма серьёзно: когда уничтожается дело жизни, хочется хотя бы своей смертью обратить внимание общественности и властей предержащих на катастрофу в жанре.
В работе круглого стола принимали участие работники Красногорского архива Римма Моисеева и Сергей Переходов, кинокритик Денис Горелов и другие кинематографисты и журналисты (ввиду пандемии некоторые выступали онлайн). Вспоминали и прошлогодние публикации «ЛГ», изобличающие схемы нечистых на руку чиновников и продюсеров, позволяющие им присваивать большую часть государственных денег, выделенных на съёмки кино, а на оставшиеся гроши снимать нечто, не доходящее даже до проката. Неожиданно возмутились архивисты: они вынуждены принимать на хранение подобные фильмы и тратить на их сохранение государственные средства. А нам говорят, что денег на кинолетопись нет. Жаркую дискуссию перевёл в конструктивное русло Клим Лаврентьев, который всё же не теряет надежды на то, что удастся достучаться до руководства страны и произвести необходимые реформы в кинематографе.
На круглом столе в местном краеведческом музее пришлось окунуться в проблему «графских развалин». Неподалёку от имения Гончаровых в Яропольце (там сейчас гостиница, где всегда живут гости фестиваля) находится уникальный дворцовый комплекс фельдмаршала Захара Чернышёва, того самого генерала, который в 1760 году впервые взял Берлин, а позже стал первым генерал-губернатором Белоруссии, а потом Москвы. Именно он построил дом на Тверской, в котором сейчас находится мэрия. Но дворец в Яропольце, может быть, не хуже. Если представить себе, каким он был в ХVIII веке, то на ум приходят сравнения с Версалем и Сан-Суси. Все выступавшие говорили о необходимости восстановления дворцового комплекса и предлагали пути решения проблемы финансирования. 18 марта будущего года исполняется триста лет со дня рождения фельдмаршала. У нас не так много военачальников, которые брали Берлин, руководили Москвой и Белоруссией.
А теперь о победителях фестиваля. Главный приз присуждён узбекскому фильму «Неволя» (режиссёр Рашид Маликов). Приз имени Алексея Петренко за лучшее исполнение мужской роли получил якутский актёр Ньургун Бэчигэн (фильм «Тыгын Дархан» Никиты Аржакова). Приз за лучшее исполнение женской роли – австрийская актриса Луиза Селин Гаффрон («Уроки фарси» Вадима Перельмана, Германия – Беларусь – Россия). Лучшим короткометражным фильмом признан «Сашка. Дневник солдата» Кирилла Зайцева.
Главный приз конкурса документальных фильмов получил «Последний адмирал Советского Союза» Геннадия Каюмова (об этом фильме, посвящённом адмиралу Касатонову, который вопреки всему сохранил для России Черноморский флот, «ЛГ» уже писала).
Также были отмечены фильмы: «Новая жизнь древнего Магаса» режиссёра Мадины Дзортовой, «МШТ-15. Ангел счастья» Вахтанга Кунцева-Габашвили (Грузия), «Россия – Феникс?» Георгия Негашева и «Подпольщики. Они были первыми» Михаила Ёлкина. Приз Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. вручён фильму «Победа» российского режиссёра Владимира Садилова.
Надеюсь, Россия в будущем году победит пандемию и следующий «Волоколамский рубеж» состоится без ковидных ограничений, которые очень мешают кинематографу.