Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

«…Если есть ёлка, то должен быть и снег»

01 января 2007

ПОЭЗИЯ

Так мог сказать или ребёнок, или поэт. Поэт – это тот, кто не теряет в себе ребёнка. Для того чтобы быть поэтом, стихи писать вовсе не обязательно. Можно быть поэтом жизни. Иногда, когда жизнь тычет нас носом то в одно дерьмо, то в другое, нам кажется, что и поэзия ушла не только из жизни, но и из поэзии тоже. А всё-таки «…если есть поэзия, то должны быть и поэты». Сейчас в поэзии главенствуют сарказм, ирония, пересмешничество, пародирование действительности. Сентиментальности стесняются. Скабрёзность считается хорошим тусовочным тоном. Издевнуться почему-то не стыдно, а вот стыдно всплакнуть, пожалеть. Хватит сказок о якобы беззащитно хрупких особях, прикрывающих свои якобы нежные души спасительным цинизмом. Рифмованное надругательство над чувствами уже стало академией маргиналов, правящих бал своего скалькулированного шоу-биза. И вдруг посреди этого свального греха кто-то, задыхаясь от отчаяния и одновременно с достоинством, почти кричит:

Я переделать мир хочу –
И от бессилия кричу.
Я Достоевского читаю,
Я русских мальчиков учу.

Я множество раз выколдовывал, вызывал из небытия, лепил лихорадочным бессонным шёпотом мальчишку, которому до слёз хотел завидовать. Но почему бы ему не оказаться девочкой, которая так горько и гордо исповедуется, что хотела бы навсегда остаться  «не горною вершиной, не звездой, а женщиной. Причём не молодой, а между тридцатью и сорока: ни больше ни меньше. На века». Это стихи из книги Инны Кабыш.

«Место встречи», изданной в Саратове ещё в 2000 году, и хотя и «отмеченной», но незамеченной. Да и как заметить в огромной нашей стране всего-навсего 500 экземпляров тонюсенькой, но такой тяжкой книги – хотя бы по её ощущению на ладони. Я могу поклясться, что в этой книге нет не только ни одного плохого стихотворения, но даже ни одной плохой строчки, что невероятно по сегодняшнему уровню, когда «вся даль полей и рек рифмует с Лермонтовым лето, а с Пушкиным гусей и снег». Давно не читал ничего подобного по отваге исповедальности, по небоязни «подставиться под удар» ну хотя бы вот такими строчками: «...изо всего народа русского люблю тебя лишь одного». Как это близко булатовскому «настоящих людей очень мало – на Россию одна моя мама, ну а что она может одна». Но, может быть, Родина, вочеловеченная в одном лице, и есть единственно человечная Родина, вовсе непохожая на безликий идол шовинистов.

Какое чудо, что Саратов спас для всей России эту дивную книгу, достойную того, чтобы стихи из неё переписывали в студенческих и рабочих общежитиях и обрёвывали свои же свежие каракули. Вот таким стихам нужна всероссийская телевизионная «раскрутка», а не нагло бездарным песням распоясавшейся попсы, за 30 тыщ «зелёных» отрыгивающей «на просторы родины чудесной» свою невыносимую вульгарщину, плодящую сотни тысяч нечитателей настоящей поэзии. Добыв с превеликим трудом другие книги Инны Кабыш «Детский мир» и «Личные трудности», её стихи из разных журналов, а также совсем новые, ещё никогда не печатавшиеся, я убедился, что в нашей поэзии появился не просто очередной «способный поэт», а редкостное крупное дарование, заслуживающее, чтобы мы, ожидая всё большего и большего, покупали каждую книгу, под которой стоит это имя.

Евгений ЕВТУШЕНКО, январь 2009 г.

Инна КАБЫШ

НОВОГОДНЕЕ
                                 Лене
В далёком дачном городке
у разгорающейся печки
в гостях, а значит, налегке,
когда с собою только свечки,
шары, гирлянды, мишура,
для всех и каждого подарки.
Часы двенадцать бьют –
«ура»!
На дачах фейерверки ярки,
притом что в дефиците свет.
Мороз и ёлка. С винегретом.
И может,
смысла в этом нет,
Но смысла нет
не только в этом. 

***
Моё время прошло –
так, наверно, и надо.
Но, уйдя, обожгло,
как осколок снаряда.
И застряло во мне.
А вовне его нету.
И болит по весне,
по зиме и по лету. 

***
Фёдор ЕВГЕНЬЕВЯ хотела бы дом в селе
и в придачу одну лишь грядку,
чтоб начать
привыкать к земле,
к вековому её порядку,
смысл которого,
милый мой, –
породниться однажды с нею.
И поверь:
стать родной землёй
я не хуже других сумею. 

***
Любимый мой играл
в рулетку –
и дни, и ночи напролёт.
А я ревела – впрочем, редко.
А я ждала – за годом год,
хотя надежды было мало,
ведь страсть,
она до гроба  страсть.
Я просто ясно понимала:
без нас двоих ему пропасть.

***
У меня, как у всех, 
нынче есть свой e-mail,
Нынче есть,
как у каждой собаки, мобила.
Но кто письма писал, 
тот теперь онемел,
И ушёл, кто звонил
и кого я  любила. 
И уходит день за день
земля  из-под ног,
мои дети уходят –
свои и чужие.
Только вскрикнешь
                                    по-бабьи: 
«Куда ты, сынок?..»
А они всё идут –
все такие большие. 

Даже буквы срываются
нынче с листа
И летят словно клин,
а потом – словно точка.
Я стою на ветру,
я совсем сирота,
одиночка ли мать, 
капитанская ль дочка, 

хоть горшком назови, 
хоть совком – не боюсь:
я как мёртвый, который 
не ведает сраму.
А ночами мне снится 
Советский Союз,
тот, где мама моя
моет вечную раму.

Обсудить в группе Telegram

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Саша Кругосветов: «Петербург в те годы пробудился от спячки»

    01.07.2025
  • Этюд об умении летать

    01.07.2025
  • Енисейская тетрадь жизни

    01.07.2025
  • Поезда памяти

    30.06.2025
  • Планета Сент-Экс

    29.06.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS