О профессиях наших предков, которые ввиду технического прогресса либо исчезли, либо преобразовались до неузнаваемости, кажется, совсем забыли. И зря, телекомпания «Цивилизация» о них вспомнила и рассказала так интересно, что русская повседневная жизнь, бытовая культура ХIХ века и более раннего времени предстала неожиданно обаятельной, стала ближе и понятнее.
Бурлак, коробейник, кружевница, шарманщик, телефонистка, шорник, половой, цирюльник, трубочист, старьёвщик, водовоз, фонарщик, городовой, сваха, извозчик – им посвящены выпуски, длящиеся не больше пятнадцати минут цикла «Забытое ремесло». Практически всех этих когда-то очень нужных и важных профессий сейчас нет, о них можно прочитать в классической литературе, их представители изображены на картинах старых мастеров, а когда-то это были виды деятельности миллионов людей России.
Например, бурлаков в России было больше полумиллиона. Им посвящена, может быть, самая великая русская песня и самая известная картина великого русского художника. С древних времён и до ХХ века, пока на паровой ход окончательно не перешёл водный транспорт, ватаги бурлаков тянули по всем судоходным рекам баржи вверх по течению. Например, по Волге от Астрахани или Саратова до Твери, Ярославля и Нижнего Новгорода бурлаки тащили расшивы, барки (так назывались тогда речные суда) с зерном, рыбой, икрой, железом и другими грузами. Большей частью весной и осенью, когда была высокая вода; шли вдоль берега, иногда по колено в воде, отсюда профессиональная болезнь – ревматизм. Из фильма я узнал то, о чём ранее не слышал, – откуда пошло выражение «дело табак»: бурлаки иногда шли в воде по грудь и самое дорогое – кисет с табаком – вешали себе на шею, и когда вода доходила до кисета, то брести уже невозможно, дело табак. Вожака, то есть бригадира, называли шишкой, он чалился первым и запевал, чтобы шагать в такт. Шли в бурлаки чаще мордва, чуваши и татары, зарабатывал бурлак за сезон 5 рублей, по тем временам неплохие деньги. Для сравнения, картину «Бурлаки на Волге» Репин продал за десять тысяч. С развитием пароходства, с середины ХIХ века, профессия стала приходить в упадок, но существовала, и только в 1929 году официально труд бурлака был запрещён.
А вот кружевницы благодаря усилиям государства, поддерживающего народные промыслы, ещё в редких артелях остались, они, а также историки-краеведы рассказывали об этом кропотливом, требующем необыкновенного внимания и терпения труде. Бывший крепостной, ставший великим художником, Василий Тропинин, автор знаменитой «Кружевницы», изобразил не крестьянку, а чуть ли не барыню, и был недалёк от истины. Труд этот был привилегированным, кружева в Европе ценились высоко – кружевниц выкрадывали, из-за них начинались «кружевные войны». Нашим модникам и модницам кружева доставались очень дорого, пока Пётр Великий не выписал из Прованса кружевниц, которые стали обучать этому изысканному ремеслу русских крестьянок. И обучили, город Балахна стал центром очень доходного кружевного производства. Юные кружевницы, начинавшие с малых лет, к замужеству зарабатывали себе отличное приданое. И вот почему, скорее всего, тропининская кружевница выглядит не как крепостная девка, а как барынька.
Ещё удивительнее оказался рассказ о предшественниках нынешних челноков и курьеров, доставляющих самые разные товары и продукты, – о древней профессии коробейника. Их также называли «ходебщики» и «офеня», и тут начинается самоё интересное. Поименование «офеня» пошло, как полагают создатели фильма, от афинян, греков, которые первыми занялись торгово-коммуникативным промыслом. Ходили с коробами, в которых была всяческая полезная в хозяйстве продукция, и не только снабжали «ситцем, парчой» и другой, как сейчас бы сказали, галантереей, но и приносили вести со всего света. Потом греков сменили отечественные коробейники, очень важные люди в повседневной жизни России – недаром о них Некрасов написал поэму «Коробейники», а народ сложил одну из самых популярных песен. Ох, непросты были эти ходебщики и офени, они со времён греков имели свой тайный язык, феню, этот язык и лёг в основу «блатной фени». А слова «лох», «бухать», «клёво», «коцать», «мастырить», «окульпашить» и многие прочие происходят из профессиональной лексики коробейников.
С появлением железных дорог и улучшением снабжения нужда в коробейниках отпала, бывшие офени стали купцами и влились в круг тех, кто, например, поднимал экономику Сибири в ХIХ веке, – многие сибирские купцы были из коробейников. Но вот что поразительно, профессия эта не умерла, пассажиры в подмосковных электричках часто встречают коробейников, которые продают всякие необходимые для дачников мелочи. В фильме об этом ничего не сказано, потому, наверное, что нынешние «ходебщики» и «офени» нарушают закон, торгуя без кассовых аппаратов и в неположенных местах.
Вот только три профессии старой России из цикла, на канале «Культура» показано пятнадцать фильмов, а всего их сделано двадцать, и объединяет их очарование быта пращуров. И есть в этом доброе отношение к прошлому, а не казённый патриотизм.
Зачем мне знать, что городовой никак не мог быть меньше ростом, чем 178 сантиметров, но всё же эта цифра говорит о том, что предки наши были не дураки, если постановили, что полицейский, который отвечает за порядок на определённой территории, должен был быть высоким и статным, чтобы вид иметь представительный. И хотя в художественной литературе над городовыми много смеялись, а в революцию их убивали, всё-таки отдадим им должное, они делали много полезного, подчас вооружены были только свистком, но порядок «на районе» блюли. Цикл привлекает любовью к ушедшим эпохам, к «родному пепелищу» и, конечно, огромным фактографическим материалом, который в лёгкой иронической подаче легко усваивается, как говорят в школе. Кстати, первые, кому стоит рекомендовать «Забытое ремесло», так это школьники.