В статье «Что-то с памятью моей стало», на мой взгляд, раскрывается одна из острейших проблем современного общества – социальная незащищённость людей преклонного возраста, о которой ещё в XIX веке размышлял Шарль Бодлер: «В дебрях старых столиц, на панелях, бульварах/, Где во всём, даже в мерзком, есть некий магнит/, Мир прелестных существ, одиноких и старых/, Любопытство моё роковое манит…»
Проблема «униженных и оскорблённых» не только в том, что они больны деменцией и становятся жертвой мошенников в лице «чёрных риелторов», но и в том, что даже приличные компании стремятся получить прибыль от стариков по хищническому принципу: «С паршивой овцы – хоть шерсти клок». Не берусь судить о масштабности проблемы в целом, приведу нелицеприятный пример из собственного опыта.
В конце марта я вынужден был обратиться в офис компании «Мегафон», расположенный в Комсомольском районе городского округа Тольятти, по вопросу незаконных подключений дополнительных услуг к телефону моей восьмидесятилетней матери. Сотрудники компании на мои вопросы почему-то отвечали насмешками (возможно, потому, что я был не первый, обратившийся к ним с подобным вопросом), а когда я обвинил их в том, что они обирают стариков, то они привели в защиту компании три странных аргумента: вы что считаете, что мы слишком богатые; подключения совершаются только с согласия абонента; всё равно ничего нам не будет. Эти объяснения никак не могли меня устроить, так как письменного согласия на подключение дополнительных услуг моя мать не давала, а исполнение служебных обязанностей предусматривает ответственность.
К сожалению, я оказался не готов к глумливой иронии представителей компании и поэтому позволил себе, закрывая дверь, лишь резюмировать в адрес наиболее артистичного из них, что он человек морально опустившийся. В другом филиале этой же компании решение моего вопроса заняло всего 30 секунд, поэтому я вернулся в офис Комсомольского района и потребовал жалобную книгу. В ответ сначала услышал оскорбления в свой адрес, затем угрозу «набить мне морду». Предложил менеджеру выйти, дабы битва происходила на улице, и после этого получил жалобную книгу. Вместе с ней появились двое вооружённых охранников, в присутствии которых я и оформил свои претензии к филиалу компании.
Не думаю, что пожилые люди (даже без деменции) способны были бы выдержать такое давление. Даниил Хармс описал подобные ситуации в своих произведениях как абсурд.
Александр Доронин, учитель истории, Тольятти