Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 февраля 2020 г.
  4. № 5 (6723) (05.02.2020)
Искусство

«Конфуций, выйди из класса!»

Моноспектакль на две страны

05 февраля 2020
Ольга Калашникова в спектакле «Конфуций, выйди из класса!»

Моноспектакль по книге известного поэта, писателя, фотохудожника Лидии Григорьевой «Термитник» сыгран в Москве, в Арт-пространстве NOL Project, и в Лондоне, в Русском культурном центре (Россотрудничество).

 

«Термитник» – это 27 пронзительных, правдивых жизненных историй (микроповести, как назвала их сама автор текстов), очень разных, но объединённых общими смыслами единства противоположностей. Трагизм конечности всего в этом мире – и юмор, и ирония, и самоирония, благодаря которым человек находит смелость и силы жить дальше. Вечные философские вопросы в мимолётных сюжетах человеческих судеб.

Моноспектакль поставлен Ольгой Калашниковой – она и режиссёр, и актриса, и продюсер этой яркой и необычной арт-феерии. Удивительная, тревожная, мятежная музыка написана специально для этого спектакля композитором Ладой Раскольниковой.

Проза поэта всегда загадка и всегда обладает большей концентрацией смыслов и метафоричностью. С одной стороны, это располагает к театральности, с другой – делает непростым поиск постановочного решения. Ольга Калашникова хорошо понимала, за какую задачу она берётся.

Войдя в зал Русского культурного центра, неожиданно для себя обнаруживаем в привычном нам интерьере несколько странную конструкцию. Разделённая на отдельные секции растянутыми нитями между потолком и полом, она напоминает палатку, шатёр, рождающий ощущение нестабильности и хрупкости бытия, кратковременности пребывания в границах мира, обозначенных этим сооружением. И, замечу, некоторые тексты эти смыслы подчёркивают буквально: о ценности жизни,  соответствии предназначению, превышении «градуса пошлости». Едва обозначенные границы между грустью и улыбкой, судьбой и удачей – это всё как колода карт, в которой есть персонажи с известным привычным амплуа, и есть джокеры, в которых уже заложено неожиданное, что может служить ключом к сюжету.

Да, сюжету, даже если почти каждая история состоит часто всего из нескольких фраз. Это, безусловно, талантливая находка Лидии Григорьевой, заявка на создание нового литературного жанра – микроповести. И высокое мастерство Ольги Калашниковой в освоении такого взрывного материала. Уже в первые минуты Актриса (режиссёр и сценограф) уверенно переводит нас в другую реальность, реальность шатра под звёздным небом, и увлекательную смысловую игру сверхкратких текстов Автора.

Краткость – очевидный признак текстов Л. Григорьевой. Но при этом фразы так точны и метафоричны, что мгновенно «открывают» характер героя микроповести и череду событий, приведших к той минуте, в которой на наших глазах рассыпается карточный домик и упавшие карты будто сами складываются в пасьянс. Эпизоды сменяют друг друга, словно кадры на киноплёнке, и действие движется, казалось бы, незаметно, но ближе к финалу нарастают темп и напряжённость. И очень уместен апофеоз с венецианскими масками, привносящий в спектакль новые краски театральной условности.

Ольга Калашникова хорошо понимает особенности оригинального авторского текста и точно расставляет акценты в россыпи слов, будто гранит цветные камушки. Театральный приём, избранный ею как постановщиком, на первый взгляд аскетичен, как и тексты автора. Но прелесть этого соответствия даёт чудесный энергетический результат: так два кремня, которые при соударении высекают искру, вызывают у зрителя лавину ощущений.

Борис Фабрикант,

Лондон

 

Тэги: Театр Театральная площадь Спектакль Лидия Григорьева Борис Фабрикант Термитник
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS