Моноспектакль по книге известного поэта, писателя, фотохудожника Лидии Григорьевой «Термитник» сыгран в Москве, в Арт-пространстве NOL Project, и в Лондоне, в Русском культурном центре (Россотрудничество).
«Термитник» – это 27 пронзительных, правдивых жизненных историй (микроповести, как назвала их сама автор текстов), очень разных, но объединённых общими смыслами единства противоположностей. Трагизм конечности всего в этом мире – и юмор, и ирония, и самоирония, благодаря которым человек находит смелость и силы жить дальше. Вечные философские вопросы в мимолётных сюжетах человеческих судеб.
Моноспектакль поставлен Ольгой Калашниковой – она и режиссёр, и актриса, и продюсер этой яркой и необычной арт-феерии. Удивительная, тревожная, мятежная музыка написана специально для этого спектакля композитором Ладой Раскольниковой.
Проза поэта всегда загадка и всегда обладает большей концентрацией смыслов и метафоричностью. С одной стороны, это располагает к театральности, с другой – делает непростым поиск постановочного решения. Ольга Калашникова хорошо понимала, за какую задачу она берётся.
Войдя в зал Русского культурного центра, неожиданно для себя обнаруживаем в привычном нам интерьере несколько странную конструкцию. Разделённая на отдельные секции растянутыми нитями между потолком и полом, она напоминает палатку, шатёр, рождающий ощущение нестабильности и хрупкости бытия, кратковременности пребывания в границах мира, обозначенных этим сооружением. И, замечу, некоторые тексты эти смыслы подчёркивают буквально: о ценности жизни, соответствии предназначению, превышении «градуса пошлости». Едва обозначенные границы между грустью и улыбкой, судьбой и удачей – это всё как колода карт, в которой есть персонажи с известным привычным амплуа, и есть джокеры, в которых уже заложено неожиданное, что может служить ключом к сюжету.
Да, сюжету, даже если почти каждая история состоит часто всего из нескольких фраз. Это, безусловно, талантливая находка Лидии Григорьевой, заявка на создание нового литературного жанра – микроповести. И высокое мастерство Ольги Калашниковой в освоении такого взрывного материала. Уже в первые минуты Актриса (режиссёр и сценограф) уверенно переводит нас в другую реальность, реальность шатра под звёздным небом, и увлекательную смысловую игру сверхкратких текстов Автора.
Краткость – очевидный признак текстов Л. Григорьевой. Но при этом фразы так точны и метафоричны, что мгновенно «открывают» характер героя микроповести и череду событий, приведших к той минуте, в которой на наших глазах рассыпается карточный домик и упавшие карты будто сами складываются в пасьянс. Эпизоды сменяют друг друга, словно кадры на киноплёнке, и действие движется, казалось бы, незаметно, но ближе к финалу нарастают темп и напряжённость. И очень уместен апофеоз с венецианскими масками, привносящий в спектакль новые краски театральной условности.
Ольга Калашникова хорошо понимает особенности оригинального авторского текста и точно расставляет акценты в россыпи слов, будто гранит цветные камушки. Театральный приём, избранный ею как постановщиком, на первый взгляд аскетичен, как и тексты автора. Но прелесть этого соответствия даёт чудесный энергетический результат: так два кремня, которые при соударении высекают искру, вызывают у зрителя лавину ощущений.
Борис Фабрикант,
Лондон