Инна Кабыш, учитель словесности
Как летит время! Кажется, совсем недавно, школьницей, я вместе со всей советской страной праздновала 150‑летие восстания декабристов – и вот новый юбилей.
За прошедшие 50 лет в России сменились политический строй и государственные символы, а вслед за ними – отношение к собственной истории и её героям: тот, кого в моём учебнике называли Кровавым, причислен к лику святых, а кумир мальчишек нашего двора стал персонажем бесчисленных анекдотов. И если раньше декабристы, «разбудившие Герцена», считались героями, то теперь всё не так однозначно.
…Будучи учителем литературы, а не истории, я тем не менее на своих уроках постоянно произношу имена Пущина, Кюхельбекера, Рылеева, Одоевского… Декабристы Пущин и Кюхельбекер – лицеисты, одноклассники Пушкина. Пущин – ещё и сосед Пушкина по дортуару, первым посетивший его в Михайловской ссылке, о чём хрестоматийные строки:
Мой первый друг, мой друг бесценный!..
А Кюхля – брат родной по музе, по судьбам.
Ссыльным декабристам Пушкин посвятил и отправил с Александриной Муравьёвой своё великое стихотворение «Во глубине сибирских руд», на которое получил поэтический ответ Одоевского:
Наш скорбный труд не пропадёт:
Из искры возгорится пламя…
Кстати, своим возвращением из Михайловской ссылки Пушкин обязан декабристам: известно, что Николай I, казнивший пятерых из них, хорошо понимал, что может прослыть деспотом и тираном, и, чтобы расположить к себе русское общество, вернул ему его кумира – Пушкина.
Кроме того, на вопрос царя, где бы он был, окажись 14 декабря в Петербурге, Пушкин, как известно, ответил, что был бы вместе со своими товарищами, то есть на Сенатской площади. Рылеев вообще был поэтом: в 8‑м классе мы читаем его думу «Иван Сусанин» и учим наизусть строки:
Убейте! замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
История и литература – разные предметы только в школе – в жизни же история насквозь пропитывает литературу, а литература творит «нерукотворные памятники» героям истории.
И можно ли не принимать тех, кого обессмертил Пушкин?
А в XX веке режиссёр В. Мотыль, снявший культовую «Звезду пленительного счастья»? (Фильм этот показал, с одной стороны, как декабристы, половину текста произносившие по-французски, «страшно далеки» от народа, а с другой – вознёс на такую высоту их жён и невест, какой в своё время удалось достичь только Некрасову в поэме «Русские женщины», тоже изучаемой в школе.)
Я считаю, что есть два неопровержимых аргумента в пользу того, что декабристы – герои. Во-первых, они стали не только частью истории, которая, как показывает время, дама лукавая: сегодня у неё одни герои – завтра другие, но и частью культуры. А это серьёзно. Учебник переписать можно – стихи Пушкина и Некрасова нельзя. Во-вторых, герои – их жёны, поехавшие за своими мужчинами в Сибирь и лишившиеся не только общества и богатства, но и всяких прав, причём не лишь для себя, но и для своих детей. Если по поводу деятельности мужчин ещё можно спорить, то подвиг женщин неоспорим.
И последнее. М. Волконская в письме подруге из Сибири писала: «Счастье найдёшь всюду, при любых условиях; оно зависит прежде всего от нашей совести; когда выполняешь свой долг, и выполняешь его с радостью, то обретаешь душевный покой».
…Быть счастливым в России – разве это не героизм?..