Премьеру фильма режиссёра Юхо Куосманена «Купе номер 6» (совместное производство Финляндии, России, Германии и Эстонии) я проглядел. Знал, что он получил Гран-при Каннского фестиваля, но, увидев трейлер, где в ужасной России 90-х мелькнула Юлия Ауг, известная своей политической активностью, а рядом с милой актрисой Сейди Хаарла, сыгравшей финскую студентку, – русский быдловатый гопник в исполнении Юры Борисова, смотреть не стал.
Тем более что про получивший самый главный приз этого фестиваля, Золотую пальмовую ветвь, безумный, выморочный «Титан» и ничего не получивших в Каннах серебренниковских «Больных в гриппе» мы уже написали. Зачем ещё какое-то финское кино про рашку-какашку? Так что не посмотрел. И зря.
Вернулся к ленте после того, как у нас её стали поругивать. Да к тому же критики, которые ранее каннскими лауреатами безоговорочно восхищались, а если триумфаторы эти у обычного зрителя вызывали недоумение, то терпеливо пытались объяснить их прекрасную и глубокую суть. А тут нет: принялись язвить, выискивать в изображении 90-х исторические неточности и обвинять создателей в незнании русских реалий. И народа. Имея в виду, что он гораздо хуже, чем тот, что изображён в фильме, а интеллигенция – гораздо лучше. Ишь ведь. Почему-то в «Дылде», где кричащих несоответствий море, они не нашли ни одной.
Так в чём же дело?
Нет, кино начинается не только в полном соответствии со всеми штампами в киноизображении России, но и с новыми оскаровскими стандартами. Героиня (финка Лора) – лесбиянка. В подтверждение этого в начале фильма мы видим не слишком откровенную постельную сцену – слава богу, до каннского триумфатора 2013 года «Жизнь Адель» ей очень далеко. Лора чувствует, что её русская возлюбленная Ирина (Динара Друкарова) к ней охладевает. Ирина собиралась в Мурманск вместе с Лорой смотреть древние петроглифы на прибрежных скалах Баренцева моря, но не поехала – отправила финку одну. Да, россияне с интеллигентными московскими лицами, которые приходили в гости к московской возлюбленной финки, её стиль жизни и круг общения Лоре очень нравятся, и на контрасте хамоватый Лёха, сосед в купе поезда Москва – Мурманск, пьющий из горла спирт «Рояль», закусывающий краковской колбасой, – он ей отвратителен. Напившись, Лёха начинает лапать бедную Лору…
То есть пока про Россию всё как надо. Финка во время стоянки в Питере звонит из телефона-автомата Ире в Москву, надеясь, что она позовёт её вернуться. Но она не зовёт, Лора убеждается, что у Иры точно уже есть другая. И вынуждена продолжить путь с мерзким жлобом в одном купе.
А вот дальше начинается нечто совершенно неожиданное. Русский работяга и финская лесбиянка подружились, более того, в Лоре проснулись странные для её ориентации чувства к мужчине, которые в конце концов перерастают в жаркие объятия! И если бы окончательно протрезвевший Лёха был поактивнее, то у них прямо в поезде состоялось бы то, из-за чего рождаются дети, – причём Лора явно этого хотела. Какой неожиданный поворот!
Наши соотечественники в фильме (даже проводница в прекрасном исполнении Юлии Ауг) предстают, да, грубоватыми, да, матерящимися, да, сильно пьющими, но щедрыми и добрыми людьми. Боже, как они отличаются от представителя цивилизованной Европы! Возникший в фильме интеллигентный финн с гитарой – его, безбилетника, Лора и Лёха приютили в своем купе – оказался коварным негодяем, укравшим кинокамеру соотечественницы (это наших критиков особенно возмутило – не может цивилизованный европеец быть таким!). А в кинокамере, по словам Лоры, была «вся её Москва». Но потом она постепенно понимает, что как раз не её! Что её на самом деле тянет к чему-то совсем другому и совсем другим людям.
Абсолютно неожиданный поворот, почему-то оскорбивший наших русофобов. Кстати, выбор Юры Борисова на роль Лёхи мне не показался правильным. Как только этот талантливый актёр стал модным и превратился из Юрия в Юру, приглашать его стали из фильма в фильм, давая в том числе не соответствующие его индивидуальности роли. Лёха должен был быть, на мой взгляд, более «крупным зверем», медведем, а не зайцем, – не очень понятно, почему Лору (Сейди Хаарла очень убедительна и органична) влечёт к этому субтильному лысеющему молодому человеку.
Тем не менее, столкнувшись с суровой природой и нравами Русского Севера, с нашими работягами, пьяницами, таксистами и моряками, увидев-таки благодаря им, казалось, абсолютно недоступные зимой петроглифы на Баренцевом море, Лора неожиданно преобразилась, и если бы так помогавший финке Лёха позвал её, то Лора осталась бы с ним в Мурманске. Но он не позвал. Но это не так существенно, в ней уже произошла какая-то важная перемена. В конце фильма она была совсем непохожа на себя же в начале – глаза её светились! Вот такой нечаянный катарсис, такой непредсказуемый поворот.
Признаться, и для меня увидеть в иностранном фильме Россию как символ спасения было удивительно и неожиданно.