Выдающийся режиссёр и продюсер суперуспешных проектов Люк Бессон боевик, в котором, казалось, нет никаких открытий, снял сам, хотя мог привлечь любого другого режиссёра. Очевидно родство «Анны» с его же «Никитой», которая тридцать лет назад прославила и вывела на его мировую орбиту. Как многим показалось, новый боевик про красавицу-убийцу – ответ успешному блокбастеру «Красный воробей» (США) с талантливой красоткой Дженифер Лоуренс в главной роли.
В центре трёх названных фильмов женщина-киллер, которая по заданию спецслужб убивает тех, на кого укажет начальство.
В «Никите» поразило сочетание женственности и жестокости, точнее, несочетание, противоречие между той страшной работой, которую делает героиня (поначалу юный зверёк), и её естеством. И трогает фильм именно тем, что по мере того, как в зверьке просыпается постепенно женщина с её потребностью любить, убивать она уже не может.
Фабулу французского фильма, в названии которого было русское имя, утилизировали в откровенно пропагандистском антироссийском проекте «Красный воробей», где был задействован великолепный актёрский ансамбль. В США он был очень успешен, у нас же его раскритиковали, в том числе и «ЛГ», ввиду бросающейся в глаза наглой нелепицы и откровенной ненависти к России. Напомню, там солистку Большого театра Егорову, у которой дядя Ванья работает большим начальником в ФСБ, партнёр-танцовщик, сговорившись с конкуренткой, калечит прямо во время спектакля на сцене Большого театра. Кости срослись, но с балетом пришлось покончить, в ответ балерина мстит обидчикам так беспощадно и жестоко, что ей грозит тюрьма, спасает дядя, он определяет её в школу диверсантов. Здесь необыкновенно гадкая стерва в исполнении Шарлотты Рэмплинг, когда-то прославившейся в роли жертвы в «Ночном портье», воспитывает из бывшей балерины не знающую жалости циничную убийцу. Бывшая балерина участвует в спецоперациях против ЦРУ, но добрые, умные и красивые американские парни, конечно, разгадывают коварные планы русских, и им удаётся перетянуть Егорову на свою сторону. И она фактически убивает своего дядю Ванью и тайно переходит на сторону сил добра. В финале она, вся такая перевербованная, уже агент ЦРУ, занимает высокий пост в ФСБ и передаёт в Америку все страшные секреты жестокосердных недотёп из Москвы.
Успех «Красного воробья», видимо, подвиг «отца темы» на ответ американцам. В «Анне» героиня тоже нежной профессии, поначалу мы думаем, что она модель. Чувство правды или хорошее отношение к России и русскому психологическому театру не позволили Бессону сделать из модели, которая по хрупкости сродни балерине, убийцу, владеющую всеми приёмами боя и видами оружия. Истоки её профпригодности для спецслужб в её биографии и характере. Анна, которую играет русская актриса и модель Саша Лусс, из наших 90-х, точнее, конца 80-х, того краткого периода, когда к нам пришёл вместе с рынком бандитизм в невиданных размерах, но КГБ ещё функционировало. Дочь рано погибшего офицера, она тоже хотела связать свою жизнь с армией, но в лихие 80-е связалась с криминалом. Любовник, которого играет Александр Петров, подсадил её на наркотики и сделал всё, чтобы девушка окончательно отчаялась, и тут как раз её «спасает» КГБ.
Оно здесь жестокое, коварное, но совсем не такое гадкое, как ФСБ в «Воробье». Достойный противник ЦРУ, которое ничуть не лучше КГБ. Бессон явно на нашей стороне: любо-дорого смотреть, как лихо нежная русская красавица расправляется с врагами СССР. Её курирует не отвратительная гадина, как в «Воробье», а лихая и остроумная старуха-генерал Ольга, которую с видимым удовольствием играет актриса тоже русского происхождения, оскароносная Хелен Миррен. И что весьма приятно, Ольга в борьбе с ЦРУ при помощи Анны, которую американцам якобы удалось перевербовать, в итоге обыгрывает врага. То есть она использует ЦРУ для того, чтобы избавиться от тупого, жестокого ретрограда, который был во главе КГБ, и занять его место. А Анне удаётся воплотить свою мечту, послать всех мужиков-резидентов, с которыми она спала от души, и лесбиянку, с которой – для отвода глаз, куда подальше и начать жизнь заново. Она ещё очень молода, её не достанут, так как её досье Ольгой уничтожено – так они договорились.
В США фильм провалился – американцы не любят, когда в боевиках их представителей облапошивают, в нашем прокате – тоже, видимо, потому что уж больно приблизительно показаны наши 80-е и приблизителен Александр Петров в роли бандита. А вот европейский зритель смотрел фильм гораздо активнее, что приятно.
Ну теперь тема девушки-суперагента закрыта?