Жизнь нового фестиваля, который мы представили в предыдущем номере, оказалась крайне насыщенной. В тульском молодёжном центре «Октава» проходили не только показы конкурсных фильмов, но и мастер-классы, встречи с замечательными журналистами – крайне интересные и для профессионалов – участников телекинофорума, и для его гостей. Можно упрекнуть организаторов фестиваля в чересчур плотном графике, приходилось выбирать: смотреть конкурсные фильмы, которые вряд ли удастся когда-либо увидеть, или пойти на встречу с уникальным человеком, которого вряд ли удастся где-либо услышать. Жаль, времени на прогулки по гостеприимной Туле тоже было мало, но в городе порадовало сочетание разных сред: ультрасовременная гостиница, древний Кремль, чудесно обихоженная набережная речки Упы, где вечерами самодеятельный танцевальный ансамбль возле кремлёвской стены отплясывал рок-н-ролл, и красивейшие храмы со сверкающими на закате куполами. Прекрасный уютный русский город.
Но о встречах на фестивале. Ведущий программы «Индустрия кино» Иван Кудрявцев рассказал о том, как происходит важнейший для кинематографистов процесс – питчинг. То есть презентация кинопроекта перед экспертами, которые решают, выделить денег тебе на кино или нет. Претенденты должны за несколько минут увлечь своим продюсерским замыслом, сценарием, режиссёрским решением. Обаятельный, энергичный Иван Кудрявцев как раз и ведёт эти самые питчинги в Министерстве культуры и знает, как надо себя вести, чтобы добиться успеха. Удивлять, убеждать и не унывать в случае поражения – извлекать из этой краткой встречи с влиятельными кинодеятелями-экспертами максимум пользы. Не все, к сожалению, так артистичны и убедительны, как нужно для победы. Кто-то в зале выразил сомнение в неангажированности экспертов. Да, бывает всякое, Иван привёл пример, как талантливейший Клим Шипенко после огромного успеха «Салюта-7» питчинг с «Холопом» и «Текстом» проиграл, но не пал духом, а пошёл на другие питчинги и в итоге победил. Но как ни хвалил Иван правильность этой пришедшей из Голливуда моды, подумалось, а не вернуться ли, раз деньги выделяет государство, к системе Госкино, где профессионалы-редакторы, которые отвечали зарплатой и партбилетом за успех проекта, определяли лучшие сценарии и искали для них режиссёра, наиболее подходящего замыслу. Ведь эта система успешно работала. Нынешние эксперты лично никак не заинтересованы в успехе претендента, к тому же связаны множеством коммерческих и личных обязательств и никакой ответственности не несут за то, что они прокатили очередного Шипенко. Но Иван добился главного, его интереснейший рассказ вызвал множество неравнодушных откликов у присутствовавших кинематографистов.
Неожиданно тёплой была творческая встреча с Алексеем Учителем. Мы в «ЛГ» не жаловали скандальную премьеру «Матильды», а вот его недавний «Цой» понравился. Там кумиру миллионов, его образу и богемному шлейфу противопоставлен обыкновенный человек, который оказался гораздо более цельным, чем всё окружение рок-идола. Неожиданной была информация о том, что Алексей Ефимович продюсировал замечательную ленту о русском сапёре в Сирии («Однажды в пустыне» Андрея Кравчука с Александром Робаком в главной роли), Учитель порадовал тем, что очень скоро ленту покажут по телевизору.
Новые реальности в информации очень интересно и тоже неожиданно осветил исполнительный директор информагентства «Россия сегодня» Кирилл Вышинский. Речь, конечно, шла об Украине, где Кирилл родился, а не так давно подвергся репрессиям со стороны киевского режима. Он считает, что работа с населением на отвоёванных территориях предстоит большая и сложная. Там надо «не только отключать украинское ТВ и включать наше, надо открывать местное вещание», чтобы говорили с аудиторией те, кто знает, чем она дышит. Нужна терпеливая «терапия». Мы не представляем, как изуверски многие годы работала бандеровская пропаганда. Ведь там действительно многие настолько одурманены, что верят, когда им в телевизоре крутят «перехваты», где русский якобы солдат беседует с женой по телефону и испрашивает у неё разрешения на изнасилование украинки и жена разрешает (!), верят в то, что наши воины насилуют младенцев.
Один из круглых столов был посвящён отечественной интеллигенции в связи с СВО, говорили о «коммерческом пацифизме» некоторых артистов и писателей. Декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков обратил внимание на «двойную лояльность» некоторых выходцев с Украины, особенно из Одессы, которые прекрасно знают, кто такие бандеровцы, но прощают им всё. С ними их объединяет ненависть к России. Нигде в мире такого нет: чтобы интеллигенция презирала и ненавидела собственный народ.
С молодыми журналистами встретилась декан журфака МГУ Елена Вартанова, говорили о стриминговых платформах и телевидении. Кто-то из молодёжи, взволнованной коммерческими успехами и безответственностью иных блогеров, полагает, что хорошо бы ограничить их деятельность. Елена Леонидовна успокоила: блогеров не надо запрещать и тем более бояться, люди же ищут информацию, которой можно доверять, так что многое отсеется – должно быть саморегулирование.
Для профессионалов крайне интересной была встреча с Николаем Ениколоповым, шеф-редактором программы «Вести недели» («Россия-1»). Она длится более трёх часов, и редактор всё время думает о вёрстке программы: о чём говорить, что будут смотреть. Конечно, сейчас главная тема – СВО, очень важный аспект – работа с военкорами. «Они через какое-то время забывают о страхе, но мы не имеем права рисковать людьми, и некоторых в какой-то момент приходится вынимать». Подарком для участников и гостей телекинофорума было записанное обращение к ним опытнейшего Александра Сладкова. Он говорил, что отношения с руководством основаны на доверии: «Наше дело – вытаскивать каштаны из огня», инсценировок, компиляций у нас нет – ценится больше всего правда». А новая реальность тут заключается в том, что военкоры активно ведут свои telegram-каналы и они очень влиятельны. Говорили также об украинских фейках – к такой грязной инфовойне мы оказались не готовы.
Но с жарких полей СВО вернёмся к конкурсу. Председатель Союза журналистов России, президент телекинофорума Владимир Соловьёв подвёл его итоги для «ЛГ»: «У нашей команды есть огромный опыт того, как делаются кинофестивали. Но было очень непросто, я видел, как все ребята работали, по сути, круглые сутки, были какие-то шероховатости, но мы их исправляли. Жюри спорило по всем номинациям, но никто не сомневался, что лучший фильм фестиваля, заслуживший Гран-при, – это «Внутри снимка» Таисии Никитиной из Саратова. Фильм посвящён нашему знаменитому коллеге, фотокорреспонденту Евгению Халдею, сделавшему всем известный снимок «Знамя Победы над Рейхстагом», он много снимал также во время Нюрнбергского процесса – у Халдея была очень долгая жизнь, он подвергался репрессиям, восстанавливался опять – всю жизнь посвятил фотографии. Фильм сделан с невероятным мастерством, в нём фотографии оживают и через ожившие фотографии мы видим историю страны. Так что Таисия Никитина – кстати, активный член Союза журналистов в Саратове – заслуженно получила главный приз. Заслуженно награждены и другие коллеги, я тоже за них очень рад. Надеюсь, что никто не в обиде, хотя понятно, это – творчество, кто-то ожидал большего… Фестиваль получился. Первый блин не комом!»
А вот лучшие в номинациях:
документальный фильм – «Жесты» Василия Богданова (Москва);
операторская работа – «История с географией. «Серые монастыри» Владислава Данилова (Краснодар);
журналистское расследование – «По следам «скопинского» маньяка» Ольги Журенковой (Москва);
телевизионное интервью – «Моя история. Стас Намин» Дмитрия Кириллова, ОТР (Москва);
информационная программа – «Информационный выпуск «Вести. Тверь»;
просветительская программа – «Футуграмма. Роботы» Гора Георгяна (Москва);
репортаж – «Дом с завитками: белочки и голуби Бородкова» Вероники Павловой (Чебоксары);
дебют в документальном кино – «Михаил Якушин. Первый среди первых» Ильи Шелугорова (Москва);
короткометражный фильм – «Прогулка над бездной» (Махачкала).
Мы поздравляем всех лауреатов и номинантов и присоединяемся к словам автора и друга «ЛГ», члена жюри телекинофорума Ашота Джазояна: «Они сделали важный шаг в профессии, и я очень рад, что Союз журналистов России их в этом поддержал». Будем надеяться, что благодаря телекинофоруму лучшие прорвутся на большие экраны.
Тула – Москва