Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 августа 2020 г.
  4. № 34 (6749) (26.08.2020)
Телеведение

Обыкновенное насилие

На платформе Start начат показ шестисерийного фильма «ХВАТИТ!»

26 августа 2020
Один из ведущих – Владимир Мишуков

Фильм о расправах с женщинами и детьми в семьях, сексуальных манипуляциях с малолетними со стороны родственников, домогательствах на службе, «карательном родовспоможении», женоненавистничестве и об отношении религии к насилию. А также о понятии «культура насилия» (дословный перевод английского culture of violence), которое звучит дико, поскольку в русском языке выражения типа «культура еды» и «культура речи» означают нечто иное, словосочетание же «культура изнасилования» просто невозможно. И, разумеется, речь заходит о равнодушии/бессилии правоохранительных органов и о прорехах в уголовном законодательстве, консервирующих положение дел.

Автором сериала стала фем-активистка Анастасия Красильникова, создательница популярных телеграмм-каналов «Вашу мать» и «Дочь разбойника», на котором она обратилась к жертвам гендерного насилия с просьбой откликнуться и рассказать о своём травматичном опыте. Пришло около трёхсот откликов от пострадавших женщин, и монологи примерно тридцати из них вошли в проект. Осуществляя свой замысел, Красильникова отказалась и от распространённого в кинодокументалистике безлично-авторитарного закадрового комментария, и от подачи материала в жанре телешоу с приглашением участников, экспертов и досужей публики, а вышла в кадр, пригласив в качестве партнёра известного фотографа и актёра Владимира Мишукова (без малого 40 ролей в фильмах и сериалах за последние десять лет). Мишуков женат на враче-акушерке и является отцом двух дочерей и двух сыновей, причём у младшего на ранней стадии внутриутробного периода был диагностирован синдром Дауна, при обнаружении которого большинство женщин избавляются от плода. Иными словами, в соведущие был выбран в высшей степени эмпатичный человек, которому не надо играть эмоции: когда он видит и слышит исповеди участниц сериала, эмоции сами собой отражаются на его лице и в его голосе, усиливая чувства зрителей, если те вообще нуждаются в усилении. При этом режиссёрка избегает демонстрации крайностей вроде случаев с сёстрами Хачатурян, Маргаритой Грачёвой, Еленой Зариповой и другими. Её задача в том, чтобы показать насилие, практически ставшее нормой, которому в мире подвергаются десятки миллионов женщин – согласно статистике ВОЗ, в среднем каждая пятая.

Говорится в сериале и о наиболее распространённых в нашем обществе предрассудках, которые прямо или косвенно оправдывают насильников: «бьёт – значит любит», «ревнует – значит любит» и «сама виновата». Любовь приравнивается к ненависти и к инстинкту собственности, ответственность перекладывается с насильника на жертву: «Виновата сама, виновата во всём, ещё хочет себя оправдать… Но зачем, но зачем в эту лунную ночь позволяла себя избивать?» Зачем, такая-сякая, довела мужа до такого состояния, что он сорвался? Зачем надела для вечерней прогулки короткую юбку? Или в смягчённой форме: почему раньше молчала о том, что с тобой сделали? Отвечая на сакраментальные вопросы, сериал ставит зрителей в положение женщин, попавших в ловушку: вышла замуж за доброго молодца, оказалась в путах злобного субъекта. А вырваться непросто: и одной с ребёнком остаться страшно, и податься бывает некуда, и мести за побег из домашней тюрьмы боятся, и надежда не умирает – вдруг изверг обернётся каким представлялся до свадьбы?

Выслушав признания участниц – нет, героинь сериала, – отчётливо понимаешь, сколько решимости требовалось, чтобы не только разорвать порочный круг, но и рассказать о своём интимном и горьком опыте всему свету. Грешно было бы не воспользоваться им и не сделать некоторые выводы.

Главный из них можно сформулировать наподобие известной поговорки: «единожды ударивший не остановится» – и, если жена не мазохистка, ей стоит со всеми предосторожностями подготовиться к разводу. Прежде всего – вынести сор из избы, то есть сразу же после первого взрыва оповестить о случившемся всех, кого следует: близких, друзей, блогеров-правозащитников, полицию, после чего предупредить супруга, что он взят под наблюдение: со взрывоопасными существами не шутят. Хотя в том, что противодействие насилию возложено на тех, кого называют силовиками, есть нечто парадоксальное. Второй же вывод в том, что для профилактики насилия необходимо извлечь из души его корни, как то: навязчивое стремление самоутвердиться путём унижения другого, отношение к женщине как к мужской собственности, наслаждение властью и попытки насильственными мерами удержать её, которые наблюдаются на самом высоком социальном уровне и подают пример нижестоящим.

 

Тэги: Премьера Виктор Матизен Владимир Мишуков Start
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS