Да, первый полнометражный фильм выпускницы ВГИКа – про любовь, в отличие от многих, где это слово есть в названии. Он очень отличается и от тех дебютных кинокартин, что попадают на фестивали, а потом в поле нашего зрения. Можно сказать, он – мимо фестивального тренда, в котором обязательно должны быть (во всяком, случае до недавнего времени были) дикая, беспросветная «рашка» с грязью, наркотиками, сексуальными вывертами и матом (вспомним хотя бы, с чего начинала Валерия Гай Германика). «Он+она» – не о харассменте, семейном насилии или тяжёлой доле проституток, а о том, что множество обыкновенных людей волнует на самом деле. О том, как складываются (или не складываются) отношения между ними, их близкими, родителями и детьми…
Фильм необычно построен, он состоит из пяти новелл, очень разных по содержанию, стилистике и даже жанру, они соединены чёрно-белой лентой кратких «исповедей» действующих лиц, исполнителей ролей и многих деятелей киномира (среди которых есть очень известные), в новеллах не занятых. Эта «скотч-лента» создаёт атмосферу искренности, доверия и так хороша, что могла бы стать отдельным произведением документального кино – настолько интересно и необычно проявили себя участвующие в ней Ольга Арнтгольц, Екатерина Редникова, Алёна Хмельницкая, Алиса Хазанова, Ия Нинидзе, Теона Дольникова, Андрей Мерзликин, Иван Янковский, Николай Фоменко, Алексей Агранович и многие-многие другие). Вообще, в фильме – изначально удивительная удача – замечательный актёрский ансамбль: в нём и талантливые молодые артисты, и уже всем известные мастера, и культовые ещё с советских времён кинофигуры. Как дебютантка смогла привлечь в свой проект столько замечательных и знаменитых людей?
В первой новелле обычная ситуация: отмечается день рождения хозяйки дома (Екатерина Шпица), у которой есть претензии к мужу (Павел Деревянко): он очень занят на работе, всё время опаздывает, недостаточно чуток, не догадывается сделать правильный подарок и раздражает ещё тем, что обожает майонез. За столом – родственники-гости, среди которых мудрый дед в исполнении блистательного актёра Малого театра Василия Бочкарёва, мать (Лариса Бравицкая), подруга (Наталья Чумбуридзе) и её хамоватый муж (в крохотном эпизоде ярок и точен Сергей Бурунов). Происходящие события (ссора и примирение любящих друг друга людей), повторяю, очень обыкновенные, необыкновенно внимание режиссёра к персонажам. Сейчас в сериальном потоке на эпизодах особенно не заморачиваются, здесь же всех успеваешь не только разглядеть, но даже полюбить – они важны, у каждого есть характер, мировоззрение; значительно каждое произнесённое ими слово и непроизнесённое – и молчание, и поднятая бровь, и опущенные глаза – как мы от этих подробностей отвыкли! Отвыкли от внимания к человеку, привыкли к людям-функциям.
Во второй новелле ночную ссору мамы (отличная работа Ренаты Пиотровски) и папы (в этой роли правдив и точен Анатолий Руденко) наблюдает проснувшийся сынишка. Возможный разрыв родителей он воспринимает как трагедию, для него в прямом смысле рушится мир (оператором Андреем Найдёновым найден яркий неожиданный образ этого крушения), и, когда его на следующий день привозят в садик, он начинает рушить всё вокруг себя, то есть трагедия мультиплицируется. Да, здесь тоже вроде простая мысль: неумение родителей договариваться, неспособность простить могут привести к тому, что ребёнок будет так душевно травмирован, что потом уже в своей семейной жизни обязательно повторит ошибки родителей. И эта простая история очень трогает, задевает.
Третья, так и хочется сказать вставная, новелла совсем другая – ироничная, пародийная, она – о любовных приключениях в российской глубинке французского профессора Лео (Алексис Жило), специалиста по Достоевскому. Он увлекается эффектной библиотекаршей Настей (Юлия Топольницкая), но жених Насти Парфён, которого играет Сергей Бондарчук (внук великого режиссёра), властно заявляет о своём праве – драка, скандал, в который вмешивается подруга Насти Аглая (Александра Кузенкина), а тут ещё возникает таинственная соседка (Мария Кнушевицкая). Кого выберет Настя в этом комедийном бурлеске? Разумеется, того, кого любит на самом деле.
Особенно понравилась четвёртая новелла, где замечательная актриса театра Фоменко Галина Тюнина играет женщину давно и безнадёжно одинокую. И тут тоже всё вроде просто, но простота на этот раз классическая, пушкинская – ничего лишнего, а то, что мы видим, многозначно и поэтично. Героиня, которая наглухо заперлась в своём одиночестве, на автостоянке случайно сталкивается с немолодым, тоже, как видно, одиноким мужчиной (его играет артист МХАТ имени Горького Валентин Клементьев). Он помогает ей разобраться в недоразумении с машиной, завязывается поначалу колючий диалог, и, кажется, невозможен выход героини из её кокона, но вдруг что-то происходит, и… и зритель понимает, что произошла та самая единственная, долгожданная встреча, герои наконец нашли друг друга. Великолепен финальный кадр, снятый с большой высоты, в котором мы видим, как в шоссейном потоке выделяются две красные машины одной марки, связанные тросом.
Заключительная новелла – многофигурная, место действия – Дом для престарелых, в котором кипят молодые любовные страсти. За сердце именитой, когда-то страшно популярной актрисы (её играет Ольга Науменко – незабвенная Галя из «Иронии судьбы») сражаются, совершая мальчишеские поступки, два старика-кавалера (замечательные Геннадий Сайфулин и Евгений Стеблов). Предмет их любви может передвигаться только на инвалидной коляске, да и им под восемьдесят, но любовная битва становится событием для всех, в неё вовлечено даже хлопотливое начальство Дома (Владимир Капустин и Яна Павловская). Это история не о том, что любви все возрасты покорны, а о том, что любовь сильнее смерти. Да, это, может быть, немного сентиментально, наивно, не модно, но то, что об этом снимает фильм молодой режиссёр, почему-то очень радует. Как и то, что так много великолепных артистов с радостью согласились участвовать в таком фильме.
Ольга Науменко, Евгений Стеблов и Геннадий Сайфулин
Я очень рад, что он ко мне попал. Но это случайность, его в прокате нет, а на фестивали пробиваются совсем другие дебютанты, и мы о них не раз писали (чаще без особого восхищения), но я не сомневаюсь, что лента Александры Руслановой (позволю себе назвать настоящее имя режиссёра) вызовет большой интерес и у коллег, и у широкой аудитории.