Скажи мне, кого ты наградил, и я скажу, кто ты. То есть выбор жюри не только характеризует награждённых актёров, операторов, режиссёров, но и само жюри, а в данном случае умонастроения киноакадемиков или кинокритиков.
На «Золотом орле», в отличие, например, от ТЭФИ, не номинировалась такая пошлятина, как «Полицейский с Рублёвки» или «Мылодрама».
В номинации «Мини-сериалы» соревновались «Звоните ДиКаприо!» Жоры Крыжовникова и «Шторм» Бориса Хлебникова. Теперь в конкурсе участвуют проекты, показываемые не по телевизору, а в Сети, их объединяет творческая свобода и… некая нравственная размытость, потому, наверное, их обошёл «Годунов» Алексея Андрианова. Первая часть исторической саги (в отличие от продолжения) вспоминается очень хорошо.
В номинации «Лучший сериал» были противопоставлены замечательные проекты – их в порядке исключения можно было наградить оба, но приз один – «Ненастье» Сергея Урсуляка опередило «Домашний арест» Петра Буслова. «Арест» был поощрён тем, что исполнивший главную роль в нём Павел Деревянко был признан лучшим актёром на ТВ.
За лучшую женскую роль на ТВ награждена Анна Михалкова («Шторм»), у которой были очень сильные конкурентки, замечательно сыгравшие в своих сериалах Татьяна Лялина («Ненастье») и Анна Уколова («Домашний арест»).
Среди кинофильмов победил «Текст» (Клим Шипенко), он обошёл «Быка» Бориса Акопова, «Дылду» Кантемира Балагова, «Одессу» Валерия Тодоровского и «Т-34», с которым, собственно, и была основная борьба. Создатель суперуспешного в прокате военно-патриотического фэнтези Алексей Сидоров признан лучшим и режиссёром, и сценаристом. Александр Петров победил в номинации «Лучшая мужская роль в кино», а «на втором плане» первенствовал Иван Янковский («Текст»), победивший Евгения Цыганова из «Одессы» и Виктора Добронравова («Т-34»).
Виктория Мирошниченко («Дылда») признана лучшей актрисой. Этот фильм ученика Александра Сокурова вне моего понимания, его можно наградить только за работу художника-постановщика, в стиле Германа воссоздавшего послевоенный быт Ленинграда, сценариста же – примерно наказать, столько там обидных небылиц о жизни постблокадного Ленинграда – зачем писать о том, чего не знаешь? Актрисе стоит посочувствовать: она сыграла контуженную бывшую зенитчицу, которую почему-то приняли на работу в госпиталь, где она убила десятки тяжелораненых, якобы не хотевших жить солдат, а ещё, что совсем не укладывается в голове, задушившую младенца, сына своей возлюбленной…
Лучшим неигровым признан фильм-расследование о зверствах нацистов в Италии «Без срока давности. Открывая шкаф позора» Александра Звягинцева. А прекрасная Алиса Фрейндлих получила «Орла» за «Вклад в российский кинематограф».
Выбор гильдии кинокритиков не удивил. Здесь предпочитают так называемое фестивальное кино, и победила «Дылда» Кантемира Балагова, получившая слонов также за лучшую режиссуру, работу оператора и художника.
Лучшими актёрами признаны Алексей Агранович («Юморист») и Алексей Вертков («Воскресенье»), актрисой – Елена Сусанина («Керосин»), а режиссёр этого фильма Юсуп Разыков отмечен за лучший сценарий.
Из неигровых отмечен фильм Алексея Федорченко «Кино эпохи перемен». Приз «За честь и достоинство» имени Мирона Черненко присуждён Александру Сокурову.