Вечер Бориса Евсеева, одного из крупнейших современных прозаиков, прошедший в библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова, зацепил по-настоящему. Вместо официальных слов вечер открыла музыка. Ансамбль «Ричеркато», созданный солистами Государственного оркестра «Новая Россия», которым руководит Юрий Башмет, превосходно исполнил произведения несправедливо забытого русского композитора Фабия Витачека.
Тепло и сочувственно о жизни и книгах Б.Т. Евсеева, в советское время создававшего бескомпромиссно-правдивые художественные произведения и потому почти два десятилетия «работавшего в стол», рассказал заместитель директора библиотеки писатель Александр Себелев. При этом оратор выделил важное обстоятельство: о творчестве Бориса Евсеева уже написаны три полнообъёмные книги.
Блестящий эссеист, директор Боголюбовки, вице-президент Русского ПЕН-центра Владимир Семёнов подчеркнул ещё одну грань таланта Евсеева, рассказав о том громадном впечатлении, которое произвели на зрителей лекции и беседы с писателем, снятые каналом Библио ТV, а также анонсировал новый уникальный курс лекций Евсеева «Философия русской прозы», поддержанный Президентским фондом культурных инициатив.
Потом настал черёд самого автора. Он сказал: «Этот юбилейный вечер должен был состояться в ноябре прошлого года. Но был отменён в связи с кончиной моей жены и верного друга Феодоры Евсеевой. Тот вечер готовила она. Сегодняшний посвящён ей». Далее Евсеев сказал о том, что в его рассказе «Русское каприччо» есть фраза: «Так сладко быть русским, потому что так горько быть им». И добавил: «Поэтому наш вечер – это ещё и скромный дар русской культуре, которую сейчас преследует и оскорбляет едва ли не полмира».
Алла Большакова, доктор филологии, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН, автор книги о прозе Евсеева, говорила о прозорливости его «повествования в рассказе» «Казнённый колокол», где правдиво и с огромной художественной силой запечатлены многие эпизоды военных действия на Донбассе – как давних, так и современных, происходящих сегодня во время освобождения этого чудесного края.
Патриарх отечественной литературы, лауреат Бунинской премии Леонид Бежин прочитал главу из своей новой книги под названием «Правдивая повесть о Борисе Евсееве». Вот несколько строк из этой главы: «Евсеев – русский Фауст, стремящийся всё познать и изведать. В романе «Отречённые гимны» он великолепно изобразил посмертные скитания души по мытарствам, а в романе «Очевидец грядущего» – тайнозрителя монаха Авеля Вещего».
Затем в исполнении Бориса Евсеева прозвучал отрывок из рассказа «Вихорево гнездо», опубликованного в журнале «Новый мир» (№ 3, 2022), где речь идёт о начале 70-х, о том, как вместе с будущей женой они перепечатывали и бесплатно раздавали запрещённые в СССР книги выдающихся русских писателей и философов, и о том, какое влияние самиздат оказал на судьбу тогдашних студентов Гнесинского института.
Замечательный кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат «Золотого орла» и «Ники» Галина Евтушенко говорила о подлинной кинематографичности прозы Бориса Евсеева и о своём заветном желании снять документальный фильм об одном из родоначальников русской музыки Фомине по мотивам романа Евсеева «Евстигней».
Известный литературовед и тонкий лирический поэт Инна Ростовцева, назвав Евсеева «мастером неожиданных решений», охарактеризовала его прозу как важнейшее явление нашего времени. При этом Ростовцева особо выделила только что появившуюся в «ЛГ» рубрику «Столбцы языкотворца», в которой Евсеев страстно и бескомпромиссно говорит об агрессии чужесловия, которой подвергается сегодня русский язык.
Профессор-славист и переводчик Пьер Баккеретти рассказал о том, как переводил на французский язык роман Евсеева «Очевидец грядущего» и какое сильнейшее впечатление на него произвели точно и чётко предсказанные писателем сегодняшние события на Украине.
Афанасий Мамедов, лауреат премии имени Юрия Казакова, причислил восемь рассказов Евсеева – среди которых «Баран», «Слух», «Русское каприччо» и другие – к шедеврам русской литературы, «созданным на все времена».
Лев Яковлев, известный детский писатель и драматург, лауреат премии Правительства РФ в области культуры, охарактеризовал новую повесть-сказку Евсеева «Куклак Петра Великого» как произведение и для детей, и для взрослых. «Язык движет этой вещью! Есть язык Бунина. Есть язык Аксёнова. А есть язык Евсеева. С этой сказки начинается новый Евсеев, такой, которого мы раньше не знали».
Елена Русакова, заместитель главного редактора «Роман-газеты», назвала прозу Евсеева одним блистательным и неповторимым «русским каприччо», исполненным музыки смыслов и голосов нашего народа.
Звонкий и своеобычный поэт Виталий Мухин назвал книгу Евсеева «Казнённый колокол» лучшей художественной книгой о Донбассе и, ещё раз выделив язык писателя, вспомнил великое стихотворение Ивана Бунина «Слово».
Владимир Делба, лауреат премии имени Фазиля Искандера, сказал: «Ничуть не умаляя достоинств других литераторов, могу смело сказать: таких своеобразных писателей, как Борис Евсеев, я больше не знаю».
Молодые писатели, выпускники Института журналистики и литературного творчества, где 17 лет вёл мастер-класс прозы Б.Т. Евсеев, – Маргарита Лейдина, Наталия Сигайлова и Екатерина Шустер – вспоминая годы учёбы в ИЖЛТ, говорили об особой атмосфере евсеевских семинаров, о мощнейших импульсах к собственному творчеству, получаемых на каждом из занятий.
Также Бориса Евсеева тепло приветствовали писатели из Сергиева Посада: Светлана Ахтямова и Владимир Пимонов, специально приехавшие на этот вечер.
Не став тратить время на подведение итогов, Борис Евсеев прочёл отрывок из своей новой книги «Раб небесный», в котором как в капле воды отразился весь океан его прозы.
Варя Смирнова,
Сергиев Посад