Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 февраля 2020 г.
Литература Библиосфера Проза

Справедливости ради

Документальные новеллы

26 февраля 2020

Валерий Лебединский


Поэт, прозаик, драматург, член Союза писателей Москвы и Союза журналистов России. Родился в 1940 году в Кременчуге Полтавской области. Окончил два факультета Одесского государственного университета им. И. Мечникова: юридический (1965) и исторический (1971). Автор десяти книг, лауреат литературных премий, главный редактор международного литературного альманаха «Муза».


Дилемма

Два года назад в Переделкине писатель Алла Рахманина познакомила меня с эмигранткой, живущей и процветающей в Европе. Я познакомился с её странной биографией, в которой и сейчас мало что понимаю. Живёт она в эмиграции давно, лет сорок, вероятно, не меньше. В Швейцарии, что ли, дом, в Германии, кажется, тоже. В Берне или в Женеве защищалась и давно является магистром. Впрочем, ныне это бесцветная пожилая женщина небольшого роста, которая много говорит, но уловить, сколько в этом правды, трудно. Я сам попросил, чтобы она зашла ко мне, и вечером она зашла в мой номер в новом корпусе, чтобы «помочь мне в быту». Взяла мою рубашку и стала пришивать пуговицу.

Так я узнал, что в Германии много лет назад вышла замуж она за бывшего фашиста, офицера Третьего рейха, воевавшего на Восточном фронте. Был он старше неё на много лет, и родился у них вскоре сын. Но потом отношения разладились, и они расстались. И сын редко видел отца. Рос он любознательным, кончил колледж, писал стихи. Но в метаниях меж отцом и матерью, от которой мало было поддержки, так как та страдала из-за мужа и была им отвлечена, мальчик стал наркоманом и погиб в двадцать лет. А недавно, чуя, что ли, вину, издала она книжку его стихов. Это были переводы с немецкого, на котором писал её сын.

Передо мной была книга сына немецкого фашиста. Причём воевавшего у нас.

– Мальчик рано погиб, – говорила она о его и своём сыне. – Напечатайте, будьте любезны. Ну хоть пару его стихов.

Я задумался.

– А где именно воевал ваш муж?

Она посмотрела на меня внимательно, не отрывая взгляда.

– Да вот, говорил, что в Пинске…

Теперь уже я внимательно смотрел на гостью. Пинск был захвачен в начале войны, и в течение полутора лет всё геройство фашистов в Пинске заключалось в постепенном уничтожении гетто, то есть согнанных безоружных женщин, детей и стариков. Он был жесток, её будущий муж, и убивал, так как добрых там не было.

Спустя тридцать лет после войны он повстречал мою собеседницу в Берлине…

Я понимал, что сын не виноват. Что дети за отцов не отвечают. Иначе б выбросил книгу сразу, так как дала мне её вдова фашиста.

Я думал и колебался… Не знаю уж, как довёз эту книгу до Москвы. Сел, стал читать:

«Он любил отца, – говорит она в предисловии. – И не видел его вины, всё прощая, так как это война, и отец делал то, что все».

Позвонила Алла Рахманина.

– Так вы будете его печатать?

– Нет, – сказал я. И вышел на улицу. Подняв над ближайшей урной книгу, я подпалил её. Она вспыхнула и упала вниз. И усилившееся пламя огня ещё долго вырывалось оттуда…

Рассказ для «Музы»

…И был случай.

Я получил рассказ из Подмосковья. Автор – вдова поэта, покойного ныне Шурмака, – писала, как в оккупации, где она жила с мамой, жители обратились с просьбой к коменданту помочь восстановить колокольню на маленькой церкви села. Немец тут же смекнул, что такое – в их пользу, и согласился выделить солдат. Всё было слаженно, оперативно, и утром уже трудились немцы и жители нашего села – бок о бок, дружно, знакомясь друг с другом… Так продолжалось много дней, пока всё не сделали, и жители искренне благодарили солдат.

«Мне было три года, – пишет автор. – И с детства я слышала от мамы, какие хорошие те немцы, которых наши потом прогнали».

И надо же такое…

Я молча сидел над этой штукой.

Слов не было.

Кричал текст.

А через несколько дней была годовщина Победы.


Тонкая месть

Когда умер мой тесть, Борис Феоктистов, о ком я не раз писал в стихах и прозе, виртуоз игры на балалайке, уровня, не сравнимого ни с кем – один такой во всём мире, – на похороны его прислала венок великая Людмила Зыкина.

– Приехала бы сама, – звонила она из Стокгольма, – да не могу прервать гастроли.

Венок был роскошным, дорогим, как по деньгам, так и по имени приславшей. Несли его в голове процессии как честь. Гордостью был и сам покойный. Я не оговорился: один такой. Разве могли бы Рожков и Данилов, а в прошлом – Андреев, Трояновский, сыграть переложенный для балалайки концерт для… скрипки с фортепиано? Разве мог бы любой из них сказать, что на его концерте встал, аплодируя несколько минут, полный состав итальянского театра Ла Скала?

Я бы сказал, на похоронах царила взаимная гордость. Тесть мой не раз в разговорах со мной почтительно называл Зыкину великой, а она его, как позже я услыхал от неё, – великим виртуозом. (Так же точно о нём и о ней говорил мне и Виктор Боков.) За гробом тянулся внушительный ряд его рядовых почитателей…

Не будучи на похоронах, Людмила Георгиевна распорядилась, чтобы её представлял Виктор Гридин – музыкальный руководитель коллектива, её бывший муж. Доминанта её ансамбля ощущалась, хотя были представители и венки от Московской государственной филармонии, ЦДРИ, многих чтимых…

Гридин – тонкий, высокий, сдержанный, несший в облике своём, даже жестах, «родовые» черты их ансамбля, и, как можно было судить, сохранявший отношения с Зыкиной, подошёл к моей жене, дочери покойного, и учтиво выразил соболезнование. Постоял, поговорил, успокаивал. А когда процессия стала двигаться, взял её под руку, прошёл в первый ряд за гробом и стал рядом со мной, между мною и ей. Так и шли всю дорогу, что казалось естественным, даже трепетным в связи с Зыкиной: верх положенного «по ритуалу», но… уж как ни суди, некорректным по отношению ко мне, её мужу и зятю покойного. Что же делать мне с Виктором Гридиным, ставшим ближе к покойному, чем я?..

…Прошёл год, а быть может, и больше, и я получил заказ сделать беседу с Зыкиной. Позвонил ей, условились встретиться, и в положенный час я шёл сквозь ряды оркестрантов и музыку, через всю суету – в кабинет. Улыбаясь, она шла мне навстречу. Мы вошли, и она прикрыла дверь. Но тут же её отворили вошедшие: кто-то шёл подписать документ, кто-то с чем-то своим, кто с жалобой…

– Этак мы не поговорим, – наклонился я к ней.

– Не волнуйтесь, – шепнула Зыкина. И нетерпеливо стала подписывать бумаги. – Так, достаточно: у меня интервью, – объявила она остальным, проводя своё мощное тело, чтобы выпроводить их из кабинета. Повернула ключ, но, подумав, обернулась с улыбкой ко мне:

– Мы поставим за дверью Гридина, будет полная тишина. – И опять повернула ключ, вышла.

Только Гридин был тут как тут. Показался в двери и, увидев, посмотрел на меня услужливо: я здесь был журналист, кому с ней беседовать, а ему – охранять тишину.

– В общем, Виктор, чтоб никого! – услыхал её шёпот. – А то наглые, будут стучать.

Она села за стол, я – напротив.

– Ближе, ближе ко мне, – пододвинула стул. – Я сегодня пою. Буду тихо…

Я сел ближе к его жене. Хоть и бывшей, а всё же… Она ближе наклонилась ко мне, и, когда говорила, я ощущал на лице её дыхание, а волосы раскидисто и непослушно касались иногда моих рук, щекотали лицо и шею.

Никогда в своей жизни – ни до, и ни после – не ощущал я в такой полной мере особую, утончённую блажь.

Тэги: Валерий Лебединский
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Болевая причастность поэта

    07.09.2022
  • Над мраком сегодняшней нови

    06.04.2022
  • Через россыпи лет…

    09.02.2022
  • Боль души на тревожном исходе

    28.09.2021
  • Нелёгкие тропы к Парнасу

    10.03.2021
  • Души слабеющей бальзам

    41 голосов
  • Нелёгкие тропы к Парнасу

    39 голосов
  • Памяти Ларисы Васильевой

    35 голосов
  • Через россыпи лет…

    30 голосов
  • Незримо тревожное пламя

    26 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS