Эрмитажу повезло с Пиотровскими
Михаил Борисович почти в точности повторяет жизненный путь своего отца, Бориса Пиотровского, выдающегося учёного (академик АН СССР), руководившего главным музеем страны с 1964 по 1990 год. Сын достойно продолжает отцовское дело. Семья Пиотровских хранит и развивает уникальную сокровищницу мировой культуры более полувека.
Старший Пиотровский работал в классическую по формам и методам эпоху музейного дела. И его Эрмитаж стал высшим достижением музейной культуры СССР. Младшему Пиотровскому было суждено продолжить это служение в период стремительного развития новых музейных технологий, новых путей работы с массами.
Михаил Борисович осуществил настоящий прорыв в будущее, превратив Эрмитаж в музей, над которым никогда не заходит солнце – в совершенно буквальном, физическом смысле. Организованные на самом передовом юридическом и техническом уровне путешествия эрмитажных коллекций работают по всему миру неутомимыми пропагандистами отечественной культуры. Эрмитаж вносит свой вклад в строительство духовных мостов между народами, встав в этом плане плечом к плечу с российским балетом и нашей классической музыкой.
Пример для молодёжи, достойный изучения
Михаил Борисович – почётный доктор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. Почётные доктора СПбГУП – персонифицированные символы наших университетских ценностей. Это личности, которые мы предлагаем студенчеству в качестве идеалов, персонифицированных символов успеха, достигнутого достойной жизнью. И в этом ряду Пиотровский занимает своё достойное место рядом с Дмитрием Лихачёвым, Даниилом Граниным, Натальей Бехтеревой, Жоресом Алфёровым, Андреем Вознесенским и другими выдающимися современниками.
К юбилею Михаила Борисовича СПбГУП выпустил его книгу «Мосты культуры» в серии «Почётные доктора университета». Это сборник из 89 работ. Автору этих строк довелось стать составителем и научным редактором издания.
Данной книгой мы вводим в интеллектуальный оборот общества сумму трудов одного из ярчайших мыслителей нашего времени, добившегося особых успехов в развитии науки и культуры. Этот человек видит мир по-особому. Видит прошлое, настоящее и будущее иначе, чем другие. И читатель может сам в этом убедиться, пройдя по страницам издания. Может обогатить себя взглядами и открытиями автора.
В то же время мы помещаем Пиотровского в поле зрения, в фокус внимания и молодёжи, и научного сообщества. Уместно сказать в связи с этим, что по материалам аналогичного сборника академика Лихачёва, исследуя собранные труды в их системной целостности, наш университет выпустил более 150 научных работ. Теперь будем исследовать культурологическое творчество Михаила Борисовича. Дело того стоит.
О книге «Мосты культуры»
В первом разделе книги собраны научные труды Михаила Пиотровского по востоковедению: история, культура, мировоззрение арабского мира. Анализируется в историко-культурном ракурсе становление исламской цивилизации, религиозная и политическая составляющие ислама как движения; даётся представление о принципах исследования мусульманской культуры; уделено внимание художественной культуре ислама.
Вторая часть – музееведение. Здесь на конкретном и ярком материале автор раскрывает свои взгляды на сущность музея как явления культуры. И взгляды эти обладают масштабом, объёмным видением и глубиной взгляда не просто успешного директора музея федерального значения, но академика Российской академии наук.
Вот некоторые статьи: «Музей в диалоге цивилизаций», «Трансформация исторического дискурса в музее», «История Эрмитажа как история культуры России», «Музей как историк «диалога и конфликта культур». Что ни название – тема для отдельной докторской диссертации. За простыми, казалось бы, приближенными к обыденному сознанию формулировками стоят огромные проблемы общественного развития, требующие научного исследования и решения на научной основе.
Третий раздел книги Михаила Борисовича посвящён публицистике: интервью последнего времени, беседы с журналистами ведущих средств массовой информации страны: РИА «Новости», «Культуры», «Российской газеты», «Коммерсанта», «Росбалта» и др.
Не сомневаюсь, что при всей сиюминутности материалов жанра интервью читатель сможет оценить концептуальную основу, научный фундамент взглядов автора на вопросы, которые ставит перед страной сама жизнь.
И наконец, завершается сборник традиционными для этой серии «Университетскими текстами». Здесь публикуется 21 материал автора, созданный с 1996 по 2019 год в СПбГУП. Жанры разные: лекции и выступления перед студентами, доклады на круглых столах и научных чтениях, получивших с 2001 года статус «Международных Лихачёвских» по указу президента РФ Владимира Путина. Жанры разные, тема одна: развитие российской и мировой культуры в различных проявлениях и ракурсах.
Полагаю, новая книга М.Б. Пиотровского даёт и научной среде, и думающей части массовой аудитории замечательную возможность обстоятельного знакомства с внутренним миром одной из крупнейших личностей современности, вставшей в общественном сознании россиян в один ряд с такими символами ленинградской, петербургской интеллигенции, как Дмитрий Лихачёв и Даниил Гранин.
Это особая роль, особое признание. Это результат успеха миссии, которую можно назвать созиданием мостов культуры.