Все мы знаем, что далеко не всё, что написано в сценарии, в итоге появляется на экране. От каких-то сцен отказываются из-за длительности, что-то не пропускает цензура, а что-то режиссёр просто считает лишним. Автор канала "Ретрогеймер (Дитя 90-х)" решил вспомнить 11 интересных сцен из знаменитого фильма «Москва слезам не верит», которые так и остались за кадром.
Помните историю Гурина? Герой скатился в запой, и Людмила его выгнала. Но в финале мы видим его трезвым и собранным: он приезжает на дачу попрощаться, ведь его зовут тренером в другой город. Вроде бы всё складывается хорошо, и на этой оптимистичной ноте его персонаж покидает фильм.
Однако по задумке сценариста, эта история должна была иметь куда менее радужное продолжение. В тот же вечер Гурин снова являлся на дачу — пьяный и в сопровождении местного алкоголика. Он снова требовал у Людмилы денег, а когда та грубо отшивала его, его собутыльник начинал возмущаться: «Как ты разговариваешь с самим Гуриным!». Но худсовет эту сцену забраковал. Чиновники посчитали, что советский хоккеист, даже бывший, не имеет права нарушать своё слово. Раз дал обещание завязать — значит должен его сдержать. В итоге сцену, уже отснятую, пришлось вырезать.
Сцена свидания Катерины с женатым мужчиной (Олег Табаков) в фильме есть, но она сильно урезана. Изначально Меньшов снял более откровенный и страстный поцелуй, но худсовет, увидев материал, велел убрать «нецензурщину».
Автор сценария Валентин Черных видел Катю не только успешной начальницей, но и депутатом Моссовета. В сценарии даже были прописаны её диалоги с избирателями. Но Меньшов счёл это слишком скучным и заменил политику на более житейскую историю — клуб знакомств.
Гоша в фильме предстаёт этаким «идеальным» мужчиной, хоть он сам и иронизирует над этим. По задумке, он должен был быть менее идеальным: в одной из сцен его показывали развалящимся на диване с пивом в квартире у Кати. Однако Меньшов, не дожидаясь замечаний худсовета, сам решил сделать героя более собранным и убрал эту деталь.
На том самом обеде должен был присутствовать и отец Рудольфа — Пётр. Его планировали сделать простым «мужичком» из рабочего класса, контрастирующим с интеллигентной женой. Он даже должен был произнести фразу: «Я — рабочий класс, а они — интеллигенция». Но в итоге отец из фильма исчез, а главой семьи осталась мать (Евгения Ханаева). Возможно, его убрали, так как рабочий отец вряд ли стал бы покрывать сына, бросившего беременную девушку.
После переезда из квартиры профессора, Катя и Родион продолжали встречаться. Он провожал её до дома, она делала вид, что заходит, ждала, пока он уйдёт, а потом бежала на метро обратно в общежитие. В одном из таких свиданий Родион просился к ней домой познакомиться с родителями, но Катя находила отговорки. Меньшов отказался от этой сцены по чисто технической причине: ему хотелось, чтобы в кадре, где Катя бежит к метро, мимо шёл трамвай. Но в конце 70-х на том месте трамваев уже не было, а строить рельсы ради одной сцены никто не стал.
В сцене в общежитии, на вопрос Гоши «Что в мире происходит?», Николай отвечает уклончиво. А должен был сказать, что террористы захватили самолёт «Air France». Но по политическим соображениям упоминание конкретной авиакомпании убрали.
По первоначальному замыслу, Людмила, охотящаяся за выгодной партией, попадала с Катей на приём в посольство Аргентины, где они вкушали прелести «буржуазной» жизни. Цензура, само собой, такое не пропустила, и сцену заменили на нейтральный фестиваль французского кино.
Это, пожалуй, самый интересный пропущенный персонаж — генерал КГБ Еровшин, у которого в прошлом был роман с Людмилой. Именно он по старой памяти и помог Николаю найти сбежавшего Гошу: собрал на него досье, выяснил фамилию (оказывается, Гоша — Скоков), адрес и работу, а затем проинструктировал Николая, как с ним говорить. Так что загадка, как простой рабочий так быстро вычислил Гошу в огромной Москве, получает ответ: ему помог чекист. Но Меньшов счёл ввод этого персонажа лишним.
У Гоши по сценарию была машина — «Победа». На ней они и поехали на тот самый пикник. Правда, Гоша скромно уточнял, что машина у него с приятелем на двоих: один ездит, а другой (то есть он) — ремонтирует.
Фото: фильм «Москва слезам не верит» (1979)
Ранее мы писали: Почему морская вода не утоляет, а усугубляет жажду