ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Безымянный Евгений

06.06.2023
Безымянный Евгений К 224-летию со дня рождения Александра Сергеевича ПУШКИНА.

Огонь, мерцающий в сосуде

31.05.2023
Огонь, мерцающий в сосуде К 120-летию выдающегося поэта Николая ЗАБОЛОЦКОГО.
Эссе Ефима ГАММЕРА.

Посоревнуйся с Солнцем русской поэзии!

26.05.2023
Посоревнуйся с Солнцем русской поэзии! Музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское» предлагает придумать «Сказку о прекрасной царевне Лебеди».
ЛГ плюс

Ушибленные Севером

08.06.2023
Ушибленные Севером В стихах Владимира СОРОКАЖЕРДЬЕВА природа нашей страны предстает во всей своей суровой красе.

Лицей-2023. Проза (часть вторая)

03.06.2023
Лицей-2023. Проза (часть вторая) Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.

Лицей-2023. Проза (часть первая)

02.06.2023
Лицей-2023. Проза (часть первая) Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.
ВИДЕОРЯД

Максим Замшев на Красной площади

Смотреть все...

Спецформат

Греческий акцент

08.06.2023
Греческий акцент В рамках «Голосовалки» предлагаем читателям три книги, так или иначе связанные с Грецией.

От Чайковского до Чайковского

07.06.2023
От Чайковского до Чайковского Александр Сладковский: «Это настоящее счастье – любимая музыка, любимые солисты, любимый оркестр».

«Любите русскую поэзию, зачтется вам!»

05.06.2023
«Любите русскую поэзию, зачтется вам!» О книге Станислава МИНАКОВА «Вино с печалью пополам». Статьи о русской поэзии».
Позиция

«Дай им волю, юмористы начнут всех убивать...»

04.06.2023
«Дай им волю, юмористы начнут всех убивать...» Известный философ, социолог и общественник Александр ДУГИН убежден, что юмор разлагает, опошляет и унижает человека.

Проведав учителя

30.05.2023
Проведав учителя Светлана МЕРЕЖКОВСКАЯ о том, как побывала на могиле поэта Владимира Цыбина.

Оказывается, так можно было…

25.05.2023
Оказывается, так можно было… Андрей ПЕСОЦКИЙ о том, какие суммы платят участникам специальной военной операции.

  • Статьи
  • 2019 год
  • №12 (6684) (27-03-2019)
  • Литература, которую мы потеряли

Литература, которую мы потеряли

Кабыш Инна

Литература, которую мы потерялиВведение сочинения проблему не решает

Общество / Гуманитарий / Дневник учителя
Кабыш Инна

Теги: Литература , которую мы потеряли , Кабыш Инна , Дневник учителя

Когда меня спрашивают: «Что сейчас проходят по литературе в одиннадцатом классе?» – я, не задумываясь, отвечаю: «Всё». И добавляю: «Лучшее». Действительно, то, что мы в своё время читали в САМиздате и ТАМиздате, что прятали под подушкой и под партой, что переписывали в заветные тетрадки и заучивали наизусть, – всё это теперь, выйдя из «подполья», стало школьной программой одиннадцатого класса: «Доктор Живаго», «Мастер и Маргарита», «Котлован», Ахматова, Цветаева, Мандельштам, Окуджава, Галич, Высоцкий – et cetera.

Казалось бы, учи и радуйся! А мне грустно.

Грустно потому, что всё это богатство, вся эта «цветущая сложность» в нынешней школе превращается в terra incognita.

Почему?

Начнём с того, что для одиннадцатиклассников, сдающих ЕГЭ, литература является предметом по выбору.

Нетрудно догадаться, что выбирающих литературу, тех, кто хочет стать журналистом, филологом, артистом, – единицы. Для остальных же – литература становится предметом необязательным.

В одиннадцатом классе всё осложняется ещё двумя привходящими обстоятельствами: итоговым сочинением и ЕГЭ по русскому языку.

Объясню, в чём дело.

Начну с сочинения. На Общероссийском писательском собрании в 2014 году инициативная группа московских учителей во главе с С. Волковым обратилась к приехавшему к писательской и учительской общественности президенту с просьбой вернуть в школу сочинение. Помню, Путин тогда сказал: «Нужно – вернём». И уже в том же учебном году выпускники писали пробное итоговое сочинение.

Но, как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Хотели как лучше, а вышло как всегда. За прошедшие пять лет итоговое сочинение, которое пишется в начале декабря, «съело» литературу ХХ века.

Подумайте сами.

Учитель, который ведёт литературу в одиннадцатом классе, знает, что в начале декабря его питомцам предстоит итоговое сочинение. Его действия?

Все три месяца – сентябрь, октябрь и ноябрь – он, игнорируя Чехова, Бунина и Горького, натаскивает выпускников на итоговое сочинение, концепты которого становятся известны тридцать первого августа.

Но вот итоговое сочинение написано. Страсти в связи с ним позади. Позади и новогодние праздники – начинается новый календарный год.

Может, хоть со второй половины января в одиннадцатом классе начнётся знакомство с шедеврами русской литературы ХХ века?

Ничуть не бывало.

Ибо – зачем?

Сочинение – написано. ЕГЭ по литературе сдают два-три (в лучшем случае!) человека в классе, у которых, разумеется, есть репетиторы. Не лучше ли на уроках литературы натаскивать на ЕГЭ по русскому, который сдают все?

Так зачастую и делается.

Но до нынешнего года литературу всё-таки не сбрасывали «с корабля» одиннадцатого класса хотя бы потому, что всем нужен был литературный аргумент для ЕГЭ по русскому языку. Но в этом году требование подтвердить свою позицию литературным аргументом исчезло.

А стало быть, если, положим, тебе достался текст, в котором поднимаются проблемы междоусобицы, Гражданской войны, ты можешь просто написать, что Гражданская война – это плохо, читать же «Доктора Живаго», «Тихий Дон» или «Конармию» вовсе не обязательно. Как и стихи поэтов Серебряного века. И вообще всё, ибо – зачем?

Вопрос «кто виноват» – проехали (сами же мы и виноваты: хотим, чтоб у нас всё было и нам за это ничего не было). На повестке дня вопрос «что делать?»

Может, всё-таки итоговое сочинение писать в итоге, то есть весной (что заставит учителей хоть в какой-то мере пройти курс литературы одиннадцатого класса)?

Может, вернуть требование приводить литературный аргумент в сочинение по русскому языку?

А может, сделать литературу, наше всё, обязательным экзаменом?

Ведь литература – по большому счёту! – учит отличать не ямб от хорея, а добро от зла, а это, на мой взгляд, необходимо человеку любой профессии.

...Медики, как известно, дают клятву Гиппократа, этическое обязательство врача «направлять больных к их выгоде». Может, и студентам педагогических вузов давать какую-нибудь клятву? (Положим, Корчака.)

Суть которой была бы: «Мы в ответе за тех, кого проучили».


Оценить:

Оценка: 7.26 - Голосов: 34

Нина Полянских, 27.03.2019

Мне кажется, вопрос со школьным сочинением по литературе уже настолько запущен и загублен, что реанимировать этот наиважнейший жанр не получится. Учителя - странный народ! В 90-х они же стонали: сочинение-де себя изжило, превратилось в поголовное списывание - давайте отменим! Отменили. Родилось новое поколение не только детей, но и учителей, которые, окончив педвузы, пришли в школы - а литературы-то и не знают. И самое печальное - не умеют научить сочинению. Многие годы НАТАСКИВАНИЯ к ЕГЭ сыграли свою трагическую роль: учитель(добросовестный) ВЕСЬ учебный год не учит читать, понимать, осознавать, наслаждаться прочитанным, трудиться умом и душой, а, увы, натаскивает. А большего и не надо! Лишь бы сдать..(Не странно ли, что вместо оценки за сочинение - безликое "зачт/незачт") .Из когда-то любимого детьми предмета литература сейчас перешла в разряд "зачем она нам нужна"...
Мне кажется, вопрос со школьным сочинением по литературе уже настолько запущен и загублен, что реанимировать этот наиважнейший жанр не получится. Учителя - странный народ! В 90-х они же стонали: сочинение-де себя изжило, превратилось в поголовное списывание - давайте отменим! Отменили. Родилось новое поколение не только детей, но и учителей, которые, окончив педвузы, пришли в школы - а литературы-то и не знают. И самое печальное - не умеют научить сочинению. Многие годы НАТАСКИВАНИЯ к ЕГЭ сыграли свою трагическую роль: учитель(добросовестный) ВЕСЬ учебный год не учит читать, понимать, осознавать, наслаждаться прочитанным, трудиться умом и душой, а, увы, натаскивает. А большего и не надо! Лишь бы сдать..(Не странно ли, что вместо оценки за сочинение - безликое "зачт/незачт") .Из когда-то любимого детьми предмета литература сейчас перешла в разряд "зачем она нам нужна"...

Беня Грек, 30.03.2019

Мы потеряли литературу потому что пишем или не пишем сочинение? А по-моему литература - литературой, а сочинение - сочинением. Это как писание и говорение - корреляция есть, но не строгая. Может ли человек любить литературу и не уметь писать сочинение? Может. Может ли не любить литературу и уметь писать сочинение? Тоже может. Дискуссия о сочинении идёт на страницах ЛГ не первый год. Инна Кабыш в очередной раз пытается сказать, что сочинение - способ отличить хорошего человека от плохого, добро от зла, так сказать. Увы, это заблуждение. Как раз сочинение зачастую это путь от конформизма ко лжи. Примеры? Пожалуйста: творчество какого бы поэта или писателя ни был вынесено в тему сочинения, этот автор тут же оказывается любимым для школьников. Хороший учитель литературы, которому небезразличны ученики, конечно знает, кто любит автора, кто относится к нему нейтрально, а кто и недолюбливает, но ведь про нелюбовь в сочинении не напишешь, а в голову не заглянешь. Вот сразу и маленькая ложь сочинения. Дальше - про важность темы и её непреходящую актуальность. А тема, между тем, может быть и неважной, и придумал её какой-то идиот, и актуальности в ней нет никакой, но про это разве стоит упоминать? Тоже нет. Ну, и так и далее. А уж особняком стоит "раскрытие темы". Недавно одна блогерша, поступившая на юрфак МГУ ещё при СССР, вспоминала, что её сочинение признали единственным на факультете, не имевшем грамматических, синтаксических и стилистических ошибок, но получила она за него 4 из-за "нераскрытой темы". Четыре пятёрки получили представители солнечной Грузии, внесшие по 15000 рублей за поступление на юрфак. Конечно, против такого бабла трудно было устоять и признать тему нераскрытой=))) Если посмотреть сколько эти "нераскрытые темы" нанесли вреда, то всё это сочинение надо выкинуть куда подальше. Если тебе не засчитали решённую задачу, то есть хотя бы шанс на апелляцию. А вот с "нераскрытой темой" - хана. Оценочное суждение весьма чувствительно к тому, кто сколько занёс. А то, любят ли дети предмет, зависит и от предмета и от учителя. Ведь находились, чёрт возьми, те, кто любил географию и астрономию, хотя по ним никогда не было экзаменов=) Не знаю, к кому там обращалась инициативная группа во главе с С.Волковым, но про сочинение на встрече с Путинным конкретно залупился Карен Шахназаров, причём на встрече совсем левой, чуть ли не с кинематографистами, этот эпизод был широко освещёно на ТВ. За что армянам, конечно, досталось потом на празднике арбузов, но было уже поздно - сочинение ввели. Видимо теперь, чтобы сочинение отменить, нужен культурный посыл от какого-нибудь азербайджанского музыканта=)))
Мы потеряли литературу потому что пишем или не пишем сочинение? А по-моему литература - литературой, а сочинение - сочинением. Это как писание и говорение - корреляция есть, но не строгая. Может ли человек любить литературу и не уметь писать сочинение? Может. Может ли не любить литературу и уметь писать сочинение? Тоже может. Дискуссия о сочинении идёт на страницах ЛГ не первый год. Инна Кабыш в очередной раз пытается сказать, что сочинение - способ отличить хорошего человека от плохого, добро от зла, так сказать. Увы, это заблуждение. Как раз сочинение зачастую это путь от конформизма ко лжи. Примеры? Пожалуйста: творчество какого бы поэта или писателя ни был вынесено в тему сочинения, этот автор тут же оказывается любимым для школьников. Хороший учитель литературы, которому небезразличны ученики, конечно знает, кто любит автора, кто относится к нему нейтрально, а кто и недолюбливает, но ведь про нелюбовь в сочинении не напишешь, а в голову не заглянешь. Вот сразу и маленькая ложь сочинения. Дальше - про важность темы и её непреходящую актуальность. А тема, между тем, может быть и неважной, и придумал её какой-то идиот, и актуальности в ней нет никакой, но про это разве стоит упоминать? Тоже нет. Ну, и так и далее. А уж особняком стоит "раскрытие темы". Недавно одна блогерша, поступившая на юрфак МГУ ещё при СССР, вспоминала, что её сочинение признали единственным на факультете, не имевшем грамматических, синтаксических и стилистических ошибок, но получила она за него 4 из-за "нераскрытой темы". Четыре пятёрки получили представители солнечной Грузии, внесшие по 15000 рублей за поступление на юрфак. Конечно, против такого бабла трудно было устоять и признать тему нераскрытой=))) Если посмотреть сколько эти "нераскрытые темы" нанесли вреда, то всё это сочинение надо выкинуть куда подальше. Если тебе не засчитали решённую задачу, то есть хотя бы шанс на апелляцию. А вот с "нераскрытой темой" - хана. Оценочное суждение весьма чувствительно к тому, кто сколько занёс. А то, любят ли дети предмет, зависит и от предмета и от учителя. Ведь находились, чёрт возьми, те, кто любил географию и астрономию, хотя по ним никогда не было экзаменов=) Не знаю, к кому там обращалась инициативная группа во главе с С.Волковым, но про сочинение на встрече с Путинным конкретно залупился Карен Шахназаров, причём на встрече совсем левой, чуть ли не с кинематографистами, этот эпизод был широко освещёно на ТВ. За что армянам, конечно, досталось потом на празднике арбузов, но было уже поздно - сочинение ввели. Видимо теперь, чтобы сочинение отменить, нужен культурный посыл от какого-нибудь азербайджанского музыканта=)))

Александр Прокофьев, 31.03.2019

«Доктор Живаго», «Мастер и Маргарита», «Котлован», Ахматова, Цветаева, Мандельштам, Окуджава, Галич, Высоцкий – это для школьников? Вместе с Толстым и Горьким? Такой мешаниной можно только оглуплять и без того не шибко умных детишек.
«Доктор Живаго», «Мастер и Маргарита», «Котлован», Ахматова, Цветаева, Мандельштам, Окуджава, Галич, Высоцкий – это для школьников? Вместе с Толстым и Горьким? Такой мешаниной можно только оглуплять и без того не шибко умных детишек.

Любовь Наумова, 04.04.2019

У меня - горе! Внучка выбрала для сдачи огэ литературу- единственная в школе. посмотрела я все материалы и тесты и поняла, что внучка, читающая, участница олимпиад по литературе и языку, больше не будет читать. "Почему Грибоедов заменил название комедии "Горе уму" на "Горе от ума"( в критике сообщено, что сам Грибоедов не объяснял это!),Почему афера Чичикова заканчивается разоблачением?", Какое воплощение в лирике Тютчева получила мысль о "всеобщей одушевленности природы?" "Как в романе Пушкина "Евгений Онегин "раскрывается проблема нереализованных личностей?" и т.д. и т.п. Это 9 класс. Объясняют: литературу для сдачи выбирают филологически ориентированные ученики. Заметьте , не просто любящие литературу, а уже ориентированные! Когда я взяла в руки учебник по"филологии школьного разлива", пришла в ужас: три автора- и ни о чем! Что мы творим?!
У меня - горе! Внучка выбрала для сдачи огэ литературу- единственная в школе. посмотрела я все материалы и тесты и поняла, что внучка, читающая, участница олимпиад по литературе и языку, больше не будет читать. "Почему Грибоедов заменил название комедии "Горе уму" на "Горе от ума"( в критике сообщено, что сам Грибоедов не объяснял это!),Почему афера Чичикова заканчивается разоблачением?", Какое воплощение в лирике Тютчева получила мысль о "всеобщей одушевленности природы?" "Как в романе Пушкина "Евгений Онегин "раскрывается проблема нереализованных личностей?" и т.д. и т.п. Это 9 класс. Объясняют: литературу для сдачи выбирают филологически ориентированные ученики. Заметьте , не просто любящие литературу, а уже ориентированные! Когда я взяла в руки учебник по"филологии школьного разлива", пришла в ужас: три автора- и ни о чем! Что мы творим?!


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
10.06.2023

Мы и город

В Татарстане впервые состоится междисциплинарный фестиваль МИГ
09.06.2023

Максим Замшев на Красной площади

Главный редактор "ЛГ" принял участие в форуме "Знание.Книги".
09.06.2023

Джаз бывает разноцветным

Российская государственная библиотека для молодежи приглашает на фестиваль.
08.06.2023

Устная книга

В музее Даля прошел авторский вечер поэта и переводчика Сергея Нещеретова.
08.06.2023

Неповторимый диалог

В Доме-музее Цветаевой проходит выставка художников «Угол падения не равен углу отражения».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Сирия возвращается

Литература
Дмитрий Воденников

На золотой лестнице Ламарка

Знаете, это такое шестое чувство, для которого, если верить Гумилёву, ещё орган ...

События и мнения
Воеводина Татьяна

Несите денежки

Вечнозелёная тема – финансовые пирамиды. Дело не во временах года, но бывают сов...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Циничный Генри

«В политике жить нужно долго», – гласит мудрость на многих языках. Генри Киссинджер...

Культура
 Фёдор Шеремет

Время крупным планом

Ускоренная съёмка, или, как любили говорить раньше, рапид – один из немногих тех...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда