Главная сцена страны
Есть у меня одна тайная любовь – к балерине Большого театра Ирине Еромкиной. Никогда я не думала, что в зрелом возрасте буду следить за чьей-то жизнью, ходить на все спектакли, на все премьеры в основном ради того, чтобы ещё и ещё раз с замиранием сердца наблюдать за её полётом, за её улыбкой и вообще за её потрясающей сценической судьбой.
…Ах, этот скучный быт... этот постный Каренин с его газетой и диваном… эти няньки, гувернёры... и этот ребёнок, которому всё время хочется внимания, как и постылому мужу в зелёном бархатном халате... А ей лететь охота! Туда, где нет этих банальных символов затхлого мещанского быта – зелёного абажура и часов с размеренным скучным боем, где струятся, взмывают воздушные юбки, вуальки на шляпках, ленты на турнюрах, и всё ещё впереди, и жизнь прекрасна! Как прекрасна музыка Чайковского, которую вплели в драму Толстого режиссёр Ольга Костель и дирижёр Андрей Галанов. Драма, в которой и любовь, и измена, и предательство – вечные страсти человеческие, и грех по-прежнему сладок и манящ.
Перечитайте «Анну Каренину», прочувствуйте ещё раз невыносимую душевную боль брошенного мужа, а потом и самой Анны – и посмотрите этот балет в Большом театре Беларуси в Минске. Кстати говоря, «Анна Каренина» поставлена здесь впервые, и балетмейстер и автор либретто – лауреат международных конкурсов Ольга Костель на мой вопрос, почему она вообще обратилась к этой теме, ответила так: «Наш спектакль – о конфликте живого человека и механистичного общества, конфликте живого чувства и псевдонравственности. Толстой уже тогда трубил, что мы превращаемся в машины. К чему это привело? Мы уже пришли к тому, что компьютер нам выдаёт партнёров, с которыми мы должны встречаться… Начиналось всё тогда. Я подняла здесь конфликт Анны: мать и любовница. Анна – очень сильная женщина, и она остаётся таковой до конца, полностью осознавая как свои поступки, так и их последствия. Фактически став жертвой обстоятельств, она не принимает позиции жертвы. Мне хочется показать и то, как другие люди, связанные с Анной, реагируют на вызовы реальной жизни, ведь жизнь часто нерациональна и несправедлива… Мы, сегодняшние, живём так же сложно, как герои Толстого. Как себя ведём? Как вообще в таких ситуациях надо себя вести?.. Вместо подлинников нам постоянно подсовывают эрзац и говорят: это и есть счастье. Всюду латекс и силикон... А когда приходит беда, люди ищут ответы на свои мучительные вопросы именно у Толстого. Всем хорошо сразу не бывает, у одних получается, а у других рушится. Но для меня здесь Анна прежде всего – мать».
Да, много на сцене очень разного – узнаваемы поезда, перетирающие пространство, узнаваемы хлопоты селян с их сбором урожая. И очень современна музыка Чайковского. У композитора нет произведения по мотивам «Анны Карениной», однако такая постановка стала возможна благодаря талантливым режиссёру Ольге Костель и дирижёру, обладателю медали Франциска Скорины Андрею Галанову. И, повторюсь, потрясающая Ирина Еромкина в роли Анны. Это самый чувственный балет, который я видела вообще на сцене. При этом в нём нет ни кванта вульгарности. Не могу не процитировать слова директора Большого театра Александра Петровича: «Здесь есть преемственность, здесь все здороваются друг с другом и со всеми, кто сюда вошёл. Проделана огромная работа коллективом и прежним руководством театра, и для меня большая честь здесь работать и продолжить созданное. И честь поработать с легендой белорусского балета Валентином Елизарьевым. Моя задача – чтобы этот театр звучал ещё громче, ещё звонче и чтобы ещё больше людей его знало».
Во-первых, потому что здесь, в театре, просто красиво. Нарядно, ярко, радостно. Пройдитесь в антракте по этим роскошным лестницам из белого мрамора! Под этими роскошными люстрами из хрусталя! И вообще, наш Большой театр – один из лучших в Европе! Масштабная реконструкция 2006–2009 годов оставила всё как есть по замыслу Лангбарда, а остальное улучшили, осовременили, преобразили. Например, главный занавес театра – антрактный – может открываться по горизонтали, по вертикали и даже как «занавес Вагнера»: в стороны и вверх. Есть ещё один занавес – противопожарный. В случае чрезвычайной ситуации он способен отделить сцену от зала менее чем за 30 секунд.
Во-вторых, потому, что хоть каждый день туда ходи – и всегда найдёшь чем восхититься. Декорации и костюмы просто роскошные, даже не сомневайтесь – в рубище здесь не танцуют. Потому что это – Большой театр Беларуси.
Премьеры
Открылся 88-й сезон Большого театра балетом «Пер Гюнт» Эдварда Грига в постановке лауреата международных конкурсов Сергея Микеля. Это дебют балетмейстера на большой сцене, и дебют удачный. Лично я эту историю не очень люблю. Если коротко – смысл её в том, что главный герой бродил по свету, прожигал жизнь, а любящая Сольвейг его верно ждала дома. Конечно, похвальна такая верность, и заканчивается сюжет в общем-то хорошо, но как же жаль девушку, состарившуюся за долгие годы ожидания. Её любовь как бы списала с Пер Гюнта, не достигшего своих целей, все его грехи. И седой герой только в финале осознал, что самим собой он был не в поисках денег и смысла жизни, а в своей любви к Сольвейг. Кстати, в этом балете есть и элемент оперы – песня Сольвейг, наверняка знакомая всем культурным людям:
Ко мне ты вернёшься, полюбишь ты меня,
От бед и от несчастий тебя укрою я,
И если никогда мы не встретимся с тобой,
То всё ж любить я буду тебя, милый мой…
Из оперных премьер можно выделить «Виллисы. Фатум» Дж. Пуччини – это режиссёрский дебют оперной дивы Оксаны Волковой. Тоже история любви, верности, измены, с нешуточными страстями: Анна любит Роберто, тот уезжает, клятвенно обещая вернуться, но… Богатая жизнь его закружила, Анна от горя разлуки умирает. И тут на сцене появляются виллисы – существа, напоминающие русалок, которые изменника наказывают. Мораль – от судьбы не уйдёшь, за обман любви наступает расплата. А поют Анастасия Москвина и Владимир Громов, как всегда, потрясающе.
Ещё одна новинка периода мировой пандемии – опера Ш. Гуно «Фауст». Её представила Анна Моторная, режиссёр-дебютант. Молодой режиссёр Наталья Барановская показала детскую оперу Г. Бруни «Пиноккио» – для маленьких и больших зрителей. Кроме того, сейчас театр работает и над другими новыми постановками: оперой В. Солтана «Дикая охота короля Стаха», а также балетами Карена Хачатуряна «Чиполлино» и «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского в редакции Мессерера.
Удалось посмотреть новую авторскую редакцию балета Петра Чайковского «Щелкунчик» в постановке Валентина Елизарьева. Вновь не обойдусь без восторгов как в адрес маэстро, так и в адрес любимой Ирины Еромкиной! Танцует, впрочем, вся труппа безукоризненно, сюжет всем известен. Вот здесь-то любовь побеждает всё – и зло, и коварство, и невзгоды. И танец цветов в этом балете классический, и Маша, парящая под «небом» театра, и костюмы – всё поражает!
Этой сказке между тем уже 130 лет. Впервые её поставили на сцене Большого театра Беларуси 38 лет назад. Потом, в 2013 году, появилась новая редакция, и вот сейчас – совсем новая версия… Вообще полагают, что «Щелкунчик» разделил само понятие балета на «до» и «после» и стал самым прекрасным спектаклем на тему Рождества. Это история про семью, про любовь и верность, про силу духа и взаимопомощь…
За пределами столицы
Несколько слов о двух театрах, которые очень успешно работают в районных центрах. Полесский драматический в Пинске стал 29-м по счёту профессиональным государственным театром Беларуси. Репертуар его вызывает удивление даже у некоторых столичных «коллег» – раз в полтора месяца пинская труппа радует театралов очередной премьерой. Так, сейчас идут премьерные показы спектакля «Гроза» по пьесе классика русской драматургии Александра Островского в постановке Даниила Филипповича, молодого белорусского режиссёра, студента выпускного курса ГИТИСа, ученика Михаила Левитина и Романа Виктюка.
«Пусть остановится война» – этот спектакль пинские актёры сыграли тоже в марте, в канун 15-летия своего театра. В основе спектакля не художественный вымысел, а документалистика. Воспоминания о том, как жилось населению Пинска в первые дни вой ны, как формировали здесь гетто. Сюжет построен на воспоминаниях очевидцев, опубликованных в книгах «Память» Пинского района, «Пинское гетто» и «Холокост на Пинщине». В этой постановке нет патриотических песен, красивой романтичной истории, зато есть жизнь, в которой кусок хлеба ценнее всего золота мира…
Минский областной драматический театр в Молодечно отметил своё 30-летие и, как и все другие белорусские храмы искусства, продолжает работать в рамках эпидситуации: на входах санитайзеры, масочный режим для зрителей обязателен. В репертуаре – 41 спектакль.
– Белорусская драматургия у нас представлена пьесами Алексея Дударева «Не покидай меня», «Вечер», спектаклем «Время секонд-хэнд» по книге лауреата Нобелевской премии по литературе Светланы Алексиевич, – отмечает завлит театра Алла Страшинская. – Также идут спектакли по пьесам современных белорусских авторов: «Психоаналитик для психоаналитика» Д. Балыко, «Девки» Д. Богославского, «Хайп» В. Ольховской, комедия «Ищу настоящего мужчину» Е. Поповой. Популярны у публики пьесы современных российских авторов: спектакль «Афинские вечера» Петра Гладилина (его поставил заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, лауреат Государственной премии Беларуси, художественный руководитель МОДТ Валерий Анисенко). Отмечу также «Не такой, как все» А. Слаповского; «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова; трагикомедию Р. Овчинникова «Несколько пролётов вверх»; спектакль по пьесе Н. Птушкиной «Плачу вперёд»; «Диагноз любовь» Максимова. А если говорить о самых последних новинках, то готовится премьера спектакля по пьесе Егора Конева «Марина Достоевская». Его рабочее название – «Убийца из рода Достоевских».
Тамара Вятская