Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 апреля 2021 г.
Литература Библиосфера

Недолюбовь на фоне пандемии

20 апреля 2021

Алексей Слаповский. Недо. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2021. – 512 с. – 3000 экз. – (Новая русская классика).

Пандемия коронавируса, ударив по здоровью, нервам и кошелькам, практически каждого обогатила новым жизненным опытом. Литература, слегка отойдя от первоначальных потрясений, активно взялась за его осмысление. За раскрытие вирусной (в прямом и переносном смысле) темы брались разные авторы, но их непохожие друг на друга тексты объединяла общая мысль. «Так получилось, что все мы пока не умерли. Но жизнь наша, поверьте, уже не будет прежней. Никогда» – так выразил её Евгений Водолазкин в написанной за период самоизоляции пьесе «Сестра четырёх». Алексей Слаповский в новом романе «Недо» тоже подмечает преобразующий потенциал пандемии, но в этой книге охватившая планету болезнь становится лишь фоном для недолюбовной истории и деконструкции личной мифологии.

Вынесенная в заглавие приставка «недо-» в книге становится самодостаточным понятием – концентрацией всего недоделанного, недолюбленного, недомечтанного... Главный герой – переводчик и неудавшийся литератор Михаил Грошев – олицетворяет состояние сплошного «недо». Его биография складывалась из невзаимных влюблённостей, распавшихся браков и не продвинувшихся дальше начала романов, пока в неё не ворвалась молодая девушка Юна, которую попросили ненадолго приютить землячка из Саратова. Режим самоизоляции запирает их в одной квартире, обрекая на совместное существование, разговоры за жизнь и алкогольные возлияния.

Знакомство и притирка друг к другу происходят в духе пошловатой комедии из репертуара заштатного регионального театра. Мысли Грошева периодически переходят на фривольный лад. Называя девушку «провинциальной заурядочкой» и «второстепенной героиней», он явно стремится заингибировать возникшую по отношению к Юне химию. Развитие отношений между разновозрастными персонажами, не совпадающими по культурным кодам, – тема довольно избитая и заезженная. Кажется, будто Юна и Грошев должны или перестроиться друг под друга, или прийти к сокрушительной развязке в духе новеллы «Возгорится пламя» из киноальманаха Михаила Сегала «Рассказы». Однако Слаповский избегает предсказуемых сюжетных поворотов. Потенциальное противостояние бумеров и зумеров гасится вполне обоснованным выводом, что «нет никаких поколений – есть только нормальные и придурки». Кража алкоголя из магазина, потасовка с охранником, разрыв Грошева с очередной недовозлюбленной, бегство из родной квартиры и, конечно, злополучный ковид уводят историю от привычных ориентиров на совершенно неизведанные пространства.

Развитие действия перемежается «началами» незаконченных произведений Грошева. Все его сочинения подчёркнуто автобиографичны, однако, перенося события реальной жизни в пространство художественного текста, он искажает действительность. Повороты судьбы в творческом преломлении становятся гораздо зрелищнее и драматичнее. Через литературные опусы Грошева Слаповский демонстрирует, как человек, подменяя воспоминания намерениями, создаёт миф о себе. Апофеоза мифотворческий потенциал достигает в сценарии под названием «Недо» – он помещён в приложении к роману, хотя зачитывает его Грошев ближе к середине. Там главный герой чудесным образом получает возможность прожить разные варианты своей судьбы, испытать последствия каждого выбора, который возможен в сложных ситуациях. В других своих творениях Грошев словно стремится провернуть нечто подобное с самим собой – только за неимением чудес он вынужден пользоваться вымыслом, граничащим с самообманом.

Юна своим внезапным появлением взрывает личностный и творческий застой в жизни Грошева. Ни странной влюблённости, ни тяжёлой болезни недостаточно, чтобы вылепить из него нового человека, но заржавевшие механизмы души приходят в движение, подталкивая Грошева к импульсивным и необдуманным поступкам. Хотя в центре романа находится его духовное преображение, движущая сила книги заключена в образе Юны. Леонид Кропалёв, приятель Грошева, называет девушку «мерцающей»: «Разная всё время. То вроде дура дурой, а то ляпнет что-нибудь прямо гениальное. То ничего не знает, то вдруг что-то скажет, чего и я не знаю. Смотришь на неё – не красавица. Вглядишься – да нет, красотка». Слаповский находит очень меткое определение для девушки, которая не соответствует поколенческим стереотипам и при всей своей переменчивости не становится хамелеоном. Её внутреннее мерцание – опасное и притягательное – бросает сильные отсветы на Грошева, меняя для него не просто мировосприятие, но и само мироздание.

«Недо» – довольно типичный для Слаповского роман. В меру лиричный и драматичный, смешной и трогательный, жестокий и катарсический. Слаповский подтвердил своё умение создавать нетривиальные истории и придумывать неординарных персонажей, однако тема пандемии ловко увернулась от его крепкого захвата. Показывая, как самоизоляция и коронавирус повлияли на героев книги, Слаповский присоединяется к слаженному хору других голосов, твердящих о перезагрузке, преображении, обнулении постковидного мира. Переболевший и многое переосмысливший Грошев в финале намеревается совершить поступок не мужа, но мальчика. Столь дерзкое решение – гигантский скачок в его духовной эволюции, но неуместность и незрелость такого действия сомнений не оставляют: оно станет началом не новой жизни, а очередного незаконченного текста.

Александр Москвин

Тэги: Александр Москвин Алексей Слаповский
Обсудить в группе Telegram

Александр Москвин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Горечь запретного плода

    15.10.2022
  • Между «жить» и «служить»

    03.08.2022
  • Испытание смертью

    11.05.2022
  • Байки бывалого иноагента

    13.04.2022
  • Невозможное на поток

    16.02.2022
  • Иллюзий счастья незаконченный гештальт

    31 голосов
  • Бюро проверки.

    25 голосов
  • Невозможное на поток

    23 голосов
  • Пора вернуться на берег

    22 голосов
  • Не выходи из матрицы

    19 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS