Среди сатирических сюжетов Салтыкова-Щедрина есть спор между немецким мальчиком в штанах и русским мальчиком без штанов о том, где лучше. Казалось бы, о чём тут спорить, всё и так ясно: в Германии всюду чистота и порядок, все дома покрашены, все дороги отутюжены, все клумбы ухожены, а у нас кругом бездорожье и разгильдяйство, к тому же бесхозяйственность и головотяпство. Тем не менее наш пацан упрямо повторяет: «А у нас всё-таки лучше». – «Почему лучше?» – удивляется мальчик в штанах. – «У нас занятнее».
Устами младенца глаголет истина, которую признают и взрослые. У нас, в России, не соскучишься. Советский офицер, побывав в 1945 году в Германии вместе с войском, так выразил свои впечатления об этой стране:
Автобаны на низких склонах
Мерседесам периной расстелены.
Победитель на побеждённых
Смотрит завистно и растерянно.
Эти немцы – люди особые,
Всё устроили по науке.
Только жить, как они, не смог бы я –
Удавился бы я от скуки.
Да, чего-чего, а скучать нам никогда не приходилось. Чтобы начала одолевать скука, нужен покой, а покой нам всегда только снится. В любой момент своей тысячелетней истории русский народ находился в состоянии эмоционального возбуждения, в зависимости от обстоятельств то радостного, то печального. Главным из этих обстоятельств было не материальное благосостояние, как учит марксизм, а форма коллективного жизнеустроения. Когда мы имели собственную независимую государственность, сильную вертикаль власти, народ воодушевлялся, расправлял плечи и совершал великие творческие подвиги. Когда своя государственность утрачивалась, Россия погружалась в скорбь и становилась недвижимой, как Илья Муромец, ожидая часа пробуждения.
В этом нет ничего удивительного. Ещё древние римляне говорили, что у человека есть два божественных дара, посланных свыше: его семья и его государство. Катон Младший указывал на то, что всякая власть лучше безвластия. С ним совершенно согласен апостол Павел, который в Послании к Римлянам утверждает, что ценность власти состоит не в её качестве, а в самом её наличии, ибо «нет власти не от Бога» (Рим. 13:1). Великий систематизатор Гегель, рассматривая всемирную историю как этап в познании абсолютной идеей самой себя, начинает рассмотрение этого этапа с появления государственности; догосударственного человека он вообще не считает достойным изучения. Для него личность возникает вместе с государством, находясь с ним в неразрывной связи. И он совершенно прав. Такое же решающее значение придавали наличию своей государственности и наши предки.
На протяжении своей истории мы обретали и вновь теряли нашу государственность несколько раз. Впервые она оформилась у нас в правление княгини Ольги, а после Крещения Руси её внуком князем Владимиром сильно укрепилась. В результате начался бурный подъём культуры и духовности, засвидетельствованный в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Но этот первый наш золотой век длился недолго. Ярослав Мудрый не проявил мудрости в прочтении Евангелия: он обратил внимание на слова Иисуса «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35) и разделил Русь по завещанию между своими сыновьями, полагая, что, окрестившись, они уже стали учениками Христа и будут жить в любви. Но он не обратил внимания на другое место Евангелия: «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет» (Мф. 12:25). После получения своих уделов наследники перессорились: те, кто получил худшие земли, сочли себя обиженными и стали восстанавливать справедливость силою оружия. Так Русь вошла в эпоху княжеских междоусобиц. Ослабленная внутренними распрями, она стала лёгкой добычей Батыя и сделалась улусом Золотой Орды. С этого момента главной мечтой русского народа было восстановление самодержавия.
Его мы обрели только в XV веке. Великий князь Московский Василий II покончил с междоусобицами и стал единоличным правителем Руси, не считая Новгорода, который предстояло присоединить к Москве уже его сыну Иоанну III. Эта ветвь Рюриковичей, которую Ключевский называет «Калитино племя», воссоздала сильную государственность и успешно правила Русью до конца XVI века, когда её пресечение вызвало Смуту. В этой Смуте мы снова потеряли своё государство, что создало угрозу ухода России с исторической сцены. Однако Земский собор утвердил на троне новую династию Романовых, и Россия была спасена.
Новая династия правила у нас в течение 300 лет, и это был период великих свершений русского народа. Россия стала едва ли не основным геополитическим игроком планеты, распространившись от Вислы до Тихого океана. Эта третья наша государственность рухнула в 1917 году, – к счастью, ненадолго. Сталин сумел восстановить её, сделав ещё более сильной, чем прежде, хотя ему пришлось применить весьма крутые методы. Но на этом наши злоключения не закончились. В 1991 году и эта государственность была утрачена.
Сейчас мы вошли в фазу очередного её восстановления. Народ это чувствует и наполняется оптимизмом. Хотелось бы, чтобы обретаемая независимость нашего государства была уже окончательной.
.................................................................
Судя по приведённой автором закономерности, окончательным не может быть любое состояние государства.
История даже даёт примеры того, что конкретное государство вообще не может быть вечным.
1."Русь...улусом Золотой орды" никогда не была. Во всяком случае её северо-восточная часть давшая начало великорусской идентичности восстановившей русскую государственности.
2.Василий II (Василий Васильевич Тёмный) не был "единоличным правителем Руси". К 1462г., году его смерти, кроме Новгорода была формально независима Рязань и вполне независима Тверь.
3.Начиная с Петра III все государи являлись Гольштейн-Готторпскими, а не Романовыми. Последняя Романова - Елизавета Петровна. Однако, фактическая смена династии не разрушила государственность.
4. Клубок спорных и сомнительных утверждений в последних двух абзацах...
"...Эта третья наша государственность рухнула в 1917 году, – к счастью, ненадолго. Сталин сумел восстановить её, сделав ещё более сильной, чем прежде, хотя ему пришлось применить весьма крутые методы. Но на этом наши злоключения не закончились. В 1991 году и эта государственность была утрачена.
Сейчас мы вошли в фазу очередного её восстановления..."
"Ненадолго" - это на сколько? "Сумел восстановить" - это когда, к какому году? Между 17 и неуказанным годом, что - государственности не было? Чья государственность "была утрачена" в 1991г.? Москва, что - перестала быть столицей? "Восстановление" чего происходит сейчас?
Такое ощущение, что автор пребывает в неком сконструированном "фэнтази" на русско-государственную тему, рассчитывая увлечь им неискушённую молодёжь. Разгребать все эти нагромождения домыслов - всё равно, что чистить "авгиевы конюшни". Проблема в том, что если "чистить" по методу Геракла, то можно смыть вместе с г... и саму идею примата государственности для русского народа, являющуюся безусловно верной в своей основе.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться