Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 мая 2021 г.
Общество

Про Сталинградскую битву забыли...

Кто ответит за разруху в головах школьников?

11 мая 2021
Борьба за единый учебник истории продолжается

Выступая с посланием к Федеральному Собранию, Владимир Путин вновь затронул крайне важную, но при этом весьма болезненную тему учебников истории: «Иногда с удивлением открываю школьные учебники. Как будто не про нас написано. Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия? Удивительно. Всё что угодно там написано, но не про Сталинградскую битву». И действительно, кто пишет, кто пропускает?

Ещё в 90-е годы, когда советская модель образования рухнула и учителей с учениками пустили в «свободное плавание», школы наводнили наспех слепленные учебники, изданные на деньги непонятных организаций. Контроля за ними не было никакого. Детям в национальных республиках внушали идеи сепаратизма, а в целом всем российским школьникам – идеи превосходства западных ценностей. Проблема учебников коснулась и других дисциплин, но более всего мутные 90-е и их творцы отыгрались на преподавании истории. Не только перевирались или замалчивались важные события отечественной истории до 1917 года, в том числе Первой мировой войны, но и принижались заслуги СССР во Второй мировой. Акцент делался на потерях, руководство страны представлялось бездарным, в сознание детей внедрялась ненависть к советскому периоду истории. О подвигах соотечественников могли упомянуть вскользь, при этом рассказывая о высадке союзников на каком-нибудь необитаемом атолле в Тихом океане или о кампании в Северной Африке, как будто там решался исход войны. Мало чем ситуация отличалась и в вузах. Результат – переформатирование сознания целого поколения.

Кто отвечал в 90-е за такой важный компонент воспитания личности? Борис Ельцин о российском образовании едва ли вспоминал, ему бы у власти удержаться, а заодно на ногах. В профильных ведомствах – чехарда, они объединялись, переименовывались, меняли профиль, и сейчас даже трудно сказать, на ком конкретно лежит вина за попустительство в ситуации с учебниками. Многие вспоминают в этой связи руководителей системы образования Владимира Филиппова (работал с 1998 года) и Алексея Фурсенко (с 2004-го). Принято считать, что именно эти министры способствовали упадку образования в России. Трудно найти преподавателей, которые бы в то время не жаловались на низкие зарплаты, чехарду с образовательными программами, коммерциализацию, ЕГЭ, ситуацию с учебниками, которых только по одной истории стало больше сотни. Наследие того времени мы расхлёбываем до сих пор.

Внимание к теме учебников истории привлёк президент в 2013 году – дал поручение разработать единую концепцию преподавания, создать единый учебник без ненужных двусмысленностей. Работу возложили на Российское историческое общество, профильному министерству эту задачу, очевидно, доверить было нельзя. В итоге к 2015 году историкокультурный стандарт для будущего учебника подготовили, вот только учебник получился не один, а три. Заказ на издание разместили в трёх ведущих российских издательствах – «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово», которые самостоятельно написали, а точнее, подогнали свои старые учебники под новые требования. Единообразия вновь не получилось. Совсем уж некорректных формулировок и позиций в этих учебниках не было, но по сложным темам трактовки часто расходились. К примеру, важный вопрос истории – Бородинское сражение и его итоги. Известно, что военного преимущества не добилась ни одна из сторон, но русские войска фактически смогли остановить вторжение в Россию непобедимой армии Наполеона. Примерно так и оценили итоги Бородинского сражения авторы учебников издательств «Дрофа» и «Русское слово». «Просвещение» ограничилось констатацией военной ничьей, не упомянув про важность этой ничьей для армии Кутузова. И так по большинству сложных вопросов истории можно приводить примеры нестыковок, сомнительных трактовок.

Но даже напечатанные учебники не спешили вводить в школах, разрешая пользоваться старыми материалами. А про дополнительные пособия, литературу для вузов, другие справочные материалы никто так и не вспомнил. И, по сути, вопрос единого учебника вновь оказался не решён, и в 2021 году он снова был поднят президентом.

И создаётся впечатление, что столь важная для страны тема волнует только президента. Почему уже 30 лет молчит профильное ведомство, а также надзорные и другие специальные органы, призванные контролировать ситуацию? Только после критики первого лица Минпросвещение спешно спохватилось, устроило проверку и даже нашло то самое издание, о котором говорил Владимир Путин. Вот только непонятно, почему такие проверки не проводились раньше, почему практически отсутствуют механизмы контроля. Почему учащимся в школах, колледжах и вузах могут попадать крайне слабые и даже вредные учебные пособия? И почему при наличии трёх одобренных учебников у нас до сих пор издаются десятки других учебников по истории? Тот же самый учебник оскандалившегося историка Олега Волобуева использовался в системе среднеспециального образования. А ведь и раньше к этому автору были претензии, например в части трактовок событий 2013–2014 годов на Украине и в Крыму. Тогда вопрос обсуждался в Совете Федерации, критично высказывалась Валентина Матвиенко, но профильное ведомство вновь не отреагировало.

istoriya-rossii450x300.jpg

Так зачем же нам столько учебников истории, если есть уже три ранее упомянутых и ещё несколько, полностью удовлетворяющих требованиям принятых стандартов? Например, несколько лет назад под редакцией историков Российского военно-исторического общества вышел учебник по военной истории России. Совсем недавно Минпросвещения одобрило прекрасную серию учебников истории под редакцией доктора исторических наук Владимира Мединского. Однако все эти материалы вынуждены конкурировать с книгами сомнительного содержания. Соответствующие образовательному стандарту учебные материалы до сих пор в полной мере не внедрены в российских школах. И без волевого решения сверху будет невозможно навести порядок и поставить точку в этом вопросе.

Школам следует обозначить направление, но оставить творческую свободу в выборе образовательных программ, учебных пособий, форм подачи. Об этом говорит и уже упомянутый Владимир Мединский: «Сформулировав стандарт обучения истории и отобрав лучшие линейки учебников, нужно перестать мелочно управлять школьным процессом обучения истории. Освободить учителей от бесконечной бюрократической отчётности. Дать школе максимальную свободу в выборе формы – как лучше и эффективнее донести знания детям. Пусть учитель и директор школы вместе сами решают: что лучше преподать в классе, что на межклассной конференции, что рассказать, пойдя с детьми в музей, художественную галерею, а когда лучше просто показать детям историческое кино или спектакль. Ведь нет более интересного школьного предмета, чем история! Вот и нужно, чтобы так думали не только мы, родители, но и наши дети, и студенты педвузов, и сами учителя».

Мы должны прийти к осознанию, что школа – важнейший инструмент в вопросе воспитания молодых людей, будущего России. Преступно пускать это дело на самотёк и позволять разного рода проходимцам проводить эксперименты в образовательной сфере. При этом у нас до сих пор отсутствуют органы управления, которые могли бы довести решение данного вопроса до конца. Некому и спросить с тех, кто привёл наше образование к недопустимо низкому уровню. Ответственные за кризис в образовательной сфере (в том числе за проблемы с учебниками) десятилетиями занимают весомые позиции в российской науке и образовании.

Выходит, что надежда только на президента, который сам обозначит проблему, сам предложит решение и сам проконтролирует результат? На остальных чиновников надежды уже нет? Хотя проблема, казалось бы, вполне решаемая – внедрить, закрепить в школах и вузах проверенные, профессионально сделанные учебные материалы и поставить заслон всей остальной околоисторической писанине.

Алексей Соколов

Тэги: Взгляд Алексей Соколов
Обсудить в группе Telegram

Алексей Соколов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Если ты не сдаёшься

    21.02.2025
  • Чего хотят армяне?

    16.05.2024
  • Об армии и для армии

    01.12.2021
  • Важнейшее из искусств

    23.03.2021
  • Нам не дано над злобой своей подняться

    08.12.2020
  • Её величество достало

    60 голосов
  • Николаю не удался постриг

    52 голосов
  • Русским нужно обрести уверенность

    51 голосов
  • Шурик, это же не наш метод!

    50 голосов
  • Бросок через… пролив

    48 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS