Многим известен этот пригородный маршрут – дачный, рабочий и, конечно же, с давних пор ещё и литературный. Именно ему посвятил свою знаменитую поэму в прозе писатель Венедикт Ерофеев.
Путешествие его героя начиналось на Курском вокзале, откуда отправлялись в путь электрички по двум направлениям – Курскому и Горьковскому. В поэме речь идёт о Горьковском. Всегда многолюдном – по этой линии расположено немало традиционных для москвичей дачных мест (Чёрное, Купавна, Храпуново, Фрязево), но есть и города – крупные промышленные и административные центры Московской области: Железнодорожный, Ногинск, Электросталь, Орехово-Зуево. Правда, герой Ерофеева не проезжал ни Ногинск, ни Электросталь: туда от Фрязева идёт особая ветка, а персонаж книги Венедикта Васильевича направлялся прямиком в Петушки...
Всё началось давным-давно, в 1858 году, когда был вбит первый костыль при строительстве железной дороги, связавшей с Москвой город Владимир. Крестьяне-землекопы стали первыми работниками на этой железной дороге. За время её строительства в трудовом процессе было задействовано попеременно более 60 тысяч человек. Их работой руководили русские, французские и немецкие инженеры. Трудились круглый год: летом расчищали лес, вели землеустройство, укладку шпал; зимой подвозили материалы для сооружения мостов, шпалы, рельсы. А лес в этих краях густой, заповедный, болотистый. Инженеры задумывались и о ремонтной базе: в славном городе Коврове были открыты мастерские, где разрабатывались новые типы вагонов. Кстати, именно там впоследствии создали образцовый, привычный российский товарный вагон. В военное время именно из Коврова выходили в опасный путь знаменитые теплушки.
Ровно 160 лет назад, в год отмены крепостного права, из Москвы во Владимир пошли поезда. Разумеется, на паровой тяге. Именно тогда были построены и многие станции, хорошо известные жителям столицы и Подмосковья. В 1861 году открылась станция с многозначительным названием Обираловка, в ХХ веке сменившая название на Железнодорожную. Конечно же, тогда там не было столь вместительного вокзала, как в нынешнем Железнодорожном. В том же году открылась и станция Васильево. В 1892 году её переименовали в Кудиново в честь села, которое расположено сравнительно близко. А в 1963-м станция получила нынешнее название – Электроугли. Там издавна располагался посёлок завода по производству угольных щёток для электротехнической промышленности, ещё с 1899 года называвшийся «Электроугли». Рядом возник замечательный комбинат керамических изделий. В советское время и завод, и посёлок разрослись. Возник город Электроугли.
Нашу любимую сказочную станцию Купавна открыли в 1898 году. Тогда она именовалась не так романтично – Пост 27-й версты, через несколько лет её станут называть Пост Купавна. В том же году некий подрядчик Храпунов (говорят, разбогатевший на торфе) построил станцию, которая увековечила его персону, – Храпуново. Хотя села с таким названием поблизости нет: Демидово, Есино, в советское время – посёлок имени Воровского, революционера, который вёл агитацию на предприятиях этого края. В Храпунове и его окрестностях до середины ХХ века активно добывали торф. От того периода осталось немало прудов, карьеров и ныне заброшенных одноколеек.
Поезда пошли через край многочисленных торфяных болот и старообрядческих поселений. Недаром на участке Москва – Петушки торф впервые стали использовать в качестве топлива. Позже он надолго станет неотъемлемым атрибутом всех российских железных магистралей. А для Горьковской дороги началась пора расцвета – купцы, занимавшиеся разработками торфа, сколачивали миллионные состояния, строили городки вдоль дороги. Некоторые из них стали текстильными центрами России, как, например, Орехово-Зуево, Глухово – городки ткацкой империи Морозовых – промышленников-староверов.
В 1930-е годы началась электрификация Горьковского направления – и вскоре двинулись первые электрички в уже упомянутую Обираловку – посёлок, известный прежде всего по трагической развязке романа Льва Толстого «Анна Каренина». В 1957 году дорогу электрифицировали вплоть до Фрязева, включая ветку на Ногинск. Через два года электрички пошли аж до Петушков, а ещё через год – до некогда стольного града Владимира.
В стране начинался дачный бум, пик которого пришёлся на 1967 – 1970-е, когда «к 50-летию советской власти» тысячам трудящихся вручали по шесть соток для отдыха и ведения скромного подсобного хозяйства. Так рядом с дачными посёлками (там, как правило, и участки бывали побольше, и дома поосновательнее) возникали огороженные щербатыми заборами садоводческие товарищества. Для многих из нас именно с этими улочками, заросшими берёзами и рябинами, связана романтика детства и юности. Садоводческие товарищества возникали под боком у городов, поблизости от важных промышленных центров. С одной стороны, это не слишком хорошо, ведь в индустриальных районах трудно создать «курортный» комфорт. Зато эти города и снабжались недурно. Дачники с удовольствием дегустировали продукцию местных молочных и кондитерских фабрик. В пролетарских и научных городах продовольственный дефицит почти не ощущался вплоть до конца 1980-х.
ЮРИЙ ДЬЯКОНОВ / ИТАР-ТАСС
В последние годы наши пригородные электрички стали куда комфортнее, чем в прошлые годы. И бегают они точь-в-точь по расписанию. И никакие автотрассы их никогда не заменят. Особенно на Горьковском направлении, где на магистрали «Волга» вечные пробки.
А что же Петушки, конечная станция многих электричек? Открыли её 160 лет назад. Тогда этот край пользовался дурной славой. В народе говорили: «Станция Петушки – хватайтесь за мешки», а не то обворуют! В наше время небольшой городок на берегу Клязьмы больше знаменит тем, что на одном из его заводов выпускают детали трубопроводов. И, конечно, это важный железнодорожный узел. Неподалёку от станции установлен паровоз- памятник Л-0872 – настоящей «Лебедянке», как называли его машинисты в честь конструктора Льва Сергеевича Лебедянского. Установили экспонат в наше время, в 2009 году, на месте старого депо.
«Петушки – это место, где не умолкают птицы ни днём, ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин», – писал Венедикт Ерофеев. Иронично и романтично. Съездить в этот городок, безусловно, стоит. Надёжнее всего – на электричке.
Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»