Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 января 2021 г.
Искусство

«Торжество смертных», обретших бессмертие

20 января 2021

Впервые за всю историю существования журнал «Русское искусство» посвятил целый номер одной музейной институции. Последний выпуск 2020 года стал оммажем Государственному Русскому музею, отметившему 125-летие.

Русский музей, в историческом названии которого присутствует имя императора Александра III, является обладателем самого обширного и полного собрания отечественного изобразительного искусства не только в России, но и в мире. Памятуя об этом, понимаешь, какую сложную и вместе с тем захватывающе интересную задачу поставила перед собой редакция журнала «Русское искусство» – отразить на своих страницах хотя бы несколько знаменательных вех уникальной истории этого музея.

Юбилейная приподнятость тона не мешает авторам вести с читателем живой, увлекательный диалог. Генеральный директор ГРМ Владимир Гусев предлагает взглянуть на Александра III как на властителя, сознательно строившего стратегию своего царствования на поддержке всего русского и не в последнюю очередь – искусства и культуры. Евгения Петрова, заместитель гендиректора ГРМ по научной работе, перелистывая страницы музейной летописи, рассказывает, как отвага и смекалка сотрудников позволяла им обходить многочисленные рогатки, на которые во все времена так щедра была официальная власть. Историограф Владимир Пучков разворачивает перед читателем пленительную архитектурную панораму ансамбля дворцов Русского музея.

Музей – это не стены с крышей и даже не коллекции, это в первую очередь люди, день за днём обеспечивающие шедеврам бессмертие. У нас есть возможность вглядеться в судьбы тех, чьим талантом и самоотверженностью жив Русский музей: Петра Ивановича Нерадовского, которого Грабарь называл «фактическим созидателем» ГРМ; Марии Андреевны Алексеевой, многие годы возглавлявшей отдел графики; Натальи Васильевны Тарановской, выдающегося исследователя народного искусства.

Собрание ГРМ насчитывает более 400 тысяч единиц хранения. Не пытаясь объять необъятное или расставить какие-то приоритеты, авторы номера стремятся поделиться с нами тем, к чему у них самих лежит душа. Идёт ли речь о коллекции княгини Тенишевой или о собрании работ Александра Бенуа, о персональной выставке К.С. Петрова-Водкина 1936 года или об экспедициях сотрудников музея в богом забытые деревни в поисках древних икон, старинной утвари или костюмов, на читателя обрушивается лавина такой искренней любви и преданности своему делу, что просто дух захватывает.

История Русского музея насчитывает столетие с четвертью. В ней хватает и светлых, и сумрачных страниц – взять хотя бы злоключения монумента Александру III работы Паоло Трубецкого или длительную борьбу за спасение «Смолянок» Дмитрия Левицкого. Однако, закрывая последнюю страницу журнала, укрепляешься в убеждении, что Время всегда всё расставляет по своим местам.

Тэги: Виктория Пешкова
Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хрестоматийная уГроза

    05.10.2022
  • Да здравствуют музы, да здравствует разум

    20.07.2022
  • Давно «Асю» не слушали

    08.06.2022
  • С обратной стороны холста

    18.05.2022
  • Александр Лапин: «Роман пишу, как клинок выковываю»

    27.04.2022
  • А судьи кто?

    96 голосов
  • Хрестоматийная уГроза

    33 голосов
  • Театр существует только от сердца к сердцу

    21 голосов
  • «Поминальная молитва». Четверть века спустя

    16 голосов
  • Это я всё смешал, заморочил вас

    11 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS