Ещё до запланированного выхода войск США и их союзников по НАТО из Афганистана власть перешла к «Талибану»*, требовавшему вывести иностранные войска до 31 августа. Возникла новая ситуация. Она находится в постоянной динамике, отряды сопротивления в провинции Панджшер отказались сдаться, хотя и выразили готовность к политическим переговорам. Что сулят России перемены в Афганистане, как строить свою политику? Об этом размышляют эксперты «ЛГ».
Давление обречено на неудачу
Василий Христофоров, член-корреспондент РАН, генерал-лейтенант ФСБ запаса, профессор РГГУ
15 августа 2021 года талибы вошли в Кабул, президент Афганистана Ашраф Гани сложил полномочия и покинул страну. Критики внутри и вне её обвинили Гани в трусости, однако при этом его не заподозришь в исторической амнезии: помнит, как жестоко талибы расправились в 1992 году с оставшимся в стране после вывода советских войск Наджибуллой.
Большинство западных и российских экспертов, в том числе из МИД России, не ожидали столь быстрого развития событий, предполагалось, что афганские силы безопасности смогут защищать Кабул, другие города несколько месяцев.
Виноватыми в произошедшем называют американцев и лично Байдена. Но такая оценка скорее пропагандистская, нежели отражающая реальность: соглашение с талибами о выводе войск США подписано при Трампе, был установлен срок – 14 месяцев.
Можно лишь отчасти согласиться с мнением о поражении США. Вашингтон потерпел поражение политическое, но не военное. Точно так же советские войска не потерпели поражение, а вынуждены были уйти в 1989 году, так как силового решения проблемы не существовало. Военная операция США и НАТО в Афганистане 2001–2021 годов, продиктованная борьбой с терроризмом, глобальными интересами мировых держав в регионе, также была обречена. Москве понадобилось около 10 лет, чтобы разобраться и принять решение, Вашингтону – почти вдвое больше.
Многоплановый опыт иностранного военного присутствия в Афганистане убеждает: любые попытки навязать афганцам внешнее управление обречены на неудачу. 19 августа талибы опубликовали декларацию по случаю 102-й годовщины провозглашения независимости Афганистана. Там отмечено, что афганские моджахеды за три столетия победили три крупнейшие державы: Британскую империю, СССР и США. Вооружение противоборствующих сторон, направление дополнительных воинских контингентов, использование новых видов оружия (ПЗРК «Стингер», вакуумных и сверхмощных бомб) не остановят войну. Нужно полностью задействовать механизмы коллективной безопасности, все формы дипломатических усилий, все виды «мягкой силы». И обязательно стимулировать социально-экономическое развитие Афганистана.
Как и победа исламской революции в Иране в 1979-м, так и приход к власти талибов в Кабуле в августе 2021-го, вероятно, вызовут всплеск исламизма и ощутимые политические перемены в мире. Пока талибы стремятся максимально легитимировать свои позиции и добиться признания со стороны ведущих держав. В ближайшее время они вряд ли начнут экспансию на север, так как не располагают необходимыми силами и средствами.
Политическая судьба «Талибана»* и его идеи построения общества на шариатских основаниях, на базе справедливости (то, что называют «консервативной народной революцией») могут найти благодатную почву в республиках Центральной Азии (Киргизии, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане). Наверняка возрастут риски появления «спящих ячеек» «Талибана»* или его аналогов в странах, которые являются ныне основными поставщиками рабочей силы для нужд нашей экономики. Скорее всего, центрально-азиатские сторонники талибов пока не будут ставить больших целей, а создадут аналоги движения, которые будут выступать за свержение автократических режимов. Укрепляя российские позиции в регионе, нужно убеждать партнёров в принятии мер и на национальном уровне.
Геополитический выигрыш России после ухода США из Афганистана весьма призрачен. Оказывать влияние на талибов можно лишь через восстановление экономики и инфраструктуры (это серьёзные финансово-экономические вложения), а также путём инвестиций в разработку природных ресурсов и сферу образования. Чтобы минимизировать риски политических, экономических и репутационных потерь, России важно не только использовать возможности российских спецслужб и МИДа по контролю за развитием ситуации и практическим шагам талибов, но и активнее обращаться к оценкам российских востоковедов. И следует напрочь отказаться даже от мысли о нанесении ракетных или бомбовых ударов и тем более о проведении наземных операций наших войск или спецназа. А пока надо увидеть, насколько заявления талибов и их обещания, прозвучавшие на переговорах в Москве и в последние дни, будут соответствовать делам. Несмотря на уверения российских дипломатов, гарантий для России, как и для иных держав, нет.
Кто не успеет, может опоздать
Андраник Дереникьян, председатель правления Сибирского института евроазиатского научно-образовательного сотрудничества и развития
При рассмотрении сложных проблем этого огромного региона высказываются подчас прямо противоположные суждения. Особо хочу отметить, что в таких его странах, как Китай, Пакистан, Иран и даже Индия, вызрело мнение, что настала пора обеспечить мирное развитие многострадального Афганистана. Это позволит придать новый импульс ускоренному развитию и всех соседних государств. Формирование такой позиции совпало с определённой (явно не лучшей) стадией социально-экономических и политических процессов в США и других странах «совокупного Запада». Очевидно также, что в самом Афганистане население устало от многолетней неопределённости, нарастающей коррупции, отсутствия достойных жизненных перспектив. С учётом этих факторов центральная власть быстро утратила контроль над ситуацией.
Можно предположить, что в течение 6–12 месяцев этнополитические группы Афганистана придут к единству по вопросу учреждения правительства национального согласия, возникнут более устойчивые политические партии и движения, которые потом примут участие в выборах в законодательные органы власти всех уровней. Нельзя исключить, что начнут формироваться политические объединения, строящиеся не только на этнической основе, но и на определённой идеологической базе. Наверняка перемены не будут идти гладко, тем более что есть (прежде всего внешние) силы, которые хотели бы не допустить укрепления мирного процесса. Думаю, проблемы будут преодолены и экономическое развитие Афганистана наберёт обороты. А это начнёт менять жизнь в стране.
Что следовало бы делать на афганском направлении нам? Представляется, что страны, желающие извлечь максимальную выгоду из новой ситуации, должны активно содействовать завершению процесса внутри-афганского урегулирования. России стоит задуматься, как с выгодой для себя и народа Афганистана спланировать участие в разных по значимости и формату социально-экономических проектах. Например, крайне важным станет совершенствование системы образования. Будет явно востребована программа подготовки специалистов за пределами Афганистана, прежде всего по инженерным, сельско-хозяйственным, медицинским и военным специальностям. Следует установить прагматичные и доверительные отношения с религиозными лидерами в рамках внутриисламского диалога. Афганистан, по сути, аграрная страна, поэтому нужно участвовать в преобразовании аграрно-промышленного сектора, и это, на мой взгляд, уже близкая перспектива. На севере страны необходимые изменения в аграрной сфере могут привести к заметному увеличению отбора воды из бассейна Амударьи и возведению ирригационных сооружений. Тут Россия тоже может найти свою нишу.
Реальные запросы стран региона требуют строительства транспортных, в том числе железнодорожных, магистралей в разных направлениях. Как и реализации трубопроводных энергетических проектов, возведения высоковольтных линий электропередачи. В Афганистане есть значимые месторождения полезных ископаемых. Можно предположить, что в проектах по всем названным направлениям скоро начнут участвовать страны-соседи, в том числе из постсоветской Центральной Азии. К ним наверняка попытаются подключиться страны Евросоюза, США, Великобритания. Начнёт действовать принцип «кто не успел, тот опоздал».
У читателей, наверное, возник вопрос: почему не началось нормальное развитие страны за двадцать лет военно-политического присутствия США? Ответ прост: лишь потому, что такая задача даже не ставилась. Теперь ситуация может кардинально поменяться.
*Террористическая организация, запрещённая в РФ.