«Оппенгеймер» Кристофера Нолана относится к ряду американских фильмов, которые можно назвать перестроечными. Они отличаются от мейнстрима крайне критичным взглядом на власти США.
Выдающийся американский учёный, возглавивший интернациональный коллектив физиков, понимает, какой катастрофой человечеству грозит созданное ими оружие. Ему противостоят люди, которых не заботят соображения совести. Они действуют, исходя из сиюминутной политической выгоды (президент Трумэн), личных обид (физик Теллер) и мести (функционер Штраус), но и тот, и другой, и третий считают себя истинными патриотами США.
Судьба Оппенгеймера раскрывается в двух расследованиях. Одно – 1954 года – происходит во времена маккартизма, когда всех американцев, кто был замечен в симпатиях к коммунизму и советской России, в лучшем случае отстраняли от работы. Специальная комиссия допрашивает Оппенгеймера, коллег учёного, его друзей и недругов. Результат – отстранение от проекта, который с 1942-го возглавлял великий физик. И через пять лет – слушания в сенате США при утверждении Льюиса Штрауса на должность министра в правительстве Эйзенхауэра. Там выяснилось, какую коварную роль сыграл Штраус в низвержении Оппенгеймера, что и явилось причиной краха уже Штрауса.
Приём, в котором жизнь человека, страница за страницей, раскрывается по ходу судебных расследований, не нов. Новизна фильма в крайне печальном и даже пессимистичном взгляде на США, на будущее этой страны, да и всего мира.
В конце тридцатых учёные Европы и Америки, почувствовав огромную опасность фашизма, объединились и опередили возглавляемых Вернером Гейзенбергом немецких физиков, занимавшихся созданием сверхоружия в нацистской Германии. И создали атомную бомбу. Но власти США во главе с Трумэном бросили её не на нацистские войска, а на японские города, уничтожив сотни тысяч мирных жителей. И Оппенгеймер чувствовал свою вину за это страшное массовое убийство – в фильме на праздновании первого удачного применения «изделия» среди счастливых лиц участников «Манхэттенского проекта» мелькнула чета потрясённых японцев. Германские нацисты, которых хотели бомбить американские атомщики, были уже повержены Красной армией, Япония же опасным противником для союзников не была. Бомбардировки Хиросимы и Нагасаки привели её к полному подчинению Америке. И были также угрозой Сталину в начавшейся холодной войне. Об этом в фильме не говорится, так же как о фултонской речи Черчилля и о планах ядерной бомбардировки городов СССР. Но общее настроение фильма сильнее политических обвинений – оно трагическое, безысходное.
Эйнштейну, Оппенгеймеру и их друзьям противостоят крайне жестокие и невежественные люди, которые не думают ни о гуманизме, ни о будущем. И они у власти. Гари Олдмен в небольшой, но очень важной роли президента Трумэна убедителен и страшен. Именно тем, что он искренно не понимает сетований Оппенгеймера, считая его размазнёй.
Адмирала Штрауса замечательно сыграл Роберт Дауни, его здесь не узнать – полное перевоплощение, неожиданная актёрская удача! – эдакий крайне доброжелательный, интеллигентный пожилой господин, но не прощающий никому и ничего.
А главная победа фильма – Киллиан Мёрфи. Ирландский актёр, который когда-то удивил внешним сходством с Рудольфом Нуреевым, десять лет назад в «Острых козырьках», на удивление, убедительно сыграл умного и человечного мафиози, чем-то, в свою очередь, напомнил Майкла Корлеоне. В образе Оппенгеймера он ни на кого не похож. Я поверил, что это – не только успешный руководитель, умеющий заразить совместным творчеством множество талантливых людей, но и глубокий мыслитель, совестливый человек. Он и Эйнштейн здесь – родственные души с трагическим мироощущением: открытия совершают подвижники, а пользуются ими негодяи. В фильме задаётся вопрос: «Можно ли доверить человечеству ядерное оружие?» Ответ очевиден. И печален.